Вторник , 23 Апрель 2024
Домой / Новое время в истории / Как Британия хотела построить Крымский мост

Как Британия хотела построить Крымский мост

В Крымской войне 1853 – 1856 г.г. России противостояли четыре империи — Британская, Французская, Австрийская, Османская и два королевства Пруссия и Сардиния-Пьемонт. Их целью было ослабить  доминирующие позиции России в Центральной Европе, и на Балканах и Чёрном море. На Парижском конгрессе по итогам Крымской войны Россия отстояла своё право держать в Чёрном море несколько кораблей. 

Англичане попробовали поднять и экономический вопрос, требуя от России сделать Севастополь зоной беспошлинной торговли, но и здесь они ничего не добились. 

О создании Крымского моста задумались  британцы.

Конец XIX века — пик противостояния между Российской и Британской империями. Главными узлами противоречий между двумя империями в XIX веке стали Черноморские проливы и Средняя, или Центральная, Азия. Англия, крепко засев в Индии, пытается продвигаться в глубь Афганистана. Успешное продвижение России в Средней Азии, несмотря на все противодействия англичан, воспринималось британцами как извечное стремление русских завладеть Индией и отобрать у них «самую драгоценную жемчужину» в короне Британии.

В 1830-х годах Дэвид Уркварт писал о том, что «контроль России над Черноморскими проливами является величайшей опасностью для положения Британии на море.Получив проливы, Россия, как считал Уркварт, будет преобладать на Средиземноморье, усилит давление на Индию и, таким образом, станет не только господствовать в европейских делах, но и в корне подорвёт доселе незыблемое и никем не оспариваемое ведущее положение Великобритании в мире». 

Британское общественное мнение того времени продолжало страдать военными фобиями и кошмаром русского нашествия доходящим до психоза.  В ходе ложных тревог в британской Индии война с Россией десятилетиями держала в напряжении британскую колониальную администрацию, десятилетиями они укрепляли северную границу Индии с Афганистаном и Памиром.

Сами русские генералы, рассуждая о самой возможности проведения военной операции по вторжению в Индию, отмечали её авантюризм и практическую невыполнимость. Но главное, как признаёт немецкий исследователь Мартин Ауст завоевание Индии вообще никогда не появлялось в планах России.

В 1878 г., в самый разгар русско-турецкой войны, в российской прессе утверждалось: «Мы вовсе не желаем властвовать над миром или закабалить международную торговлю, предписать ей свои законы, свое направление. В этих притязаниях повинна покуда одна Англия. Она взяла Гельголанд и по желанию своему может угрожать Германии; она заняла Нормандские острова и с этой позиции угрожает Франции; она владеет Гибралтаром и держит в страхе и повиновении Испанию и Португалию; она сосредоточила свои войска и военные склады на острове Мальте и тяготеет над Италией и Грецией; она поставила флот у турецких берегов и добилась повиновения Турции и Египта; она заняла позиции у выхода из Суэцкого каналаи распоряжается судоходством по нему; она завладела южной оконечностьюАфрики и с этих двух последних станций распоряжается всемирной торговлей.Мы не говорим о других захватах Англии в Африке, Азии, Америке, Австралии, довольно и этих указаний, чтобы убедиться, что нет более хищной державы, как Англия» 

В 1884 году британский премьер Уильям Гладстон выделил 11 миллионов фунтов стерлингов на войну с Россией, на тот момент это были колоссальные деньги.  В 1887 годувице-король Индии, находясь в Калькутте, призвал «вести войну с Россией по всему миру»

1869 год прокладка телефонного кабеля Лондон — Калькутта

Сохранить мир между Россией и Британией могло только чудо, и оно произошло — дипломаты договорились о строительстве.
В конце XIX англичане сумели проложить между Крымом и Кавказом по дну Керченского пролива двойную линию телефонного кабеля, соединяющего Лондон и Калькутту.Телефонный провод обеспечил надежную связь метрополии с её самой ценной колонией —Индией.

Проект был реализован за два года немецкой компанией «Сименс». Кабельная линияпролегла по городам Лондон — Берлин — Киев — Одесса — Керчь — Батуми — Тифлис — Тегеран — Карачи — Калькутта. Телеграфный кабель входил на территорию Крыма через Перекоп, заходил в Симферополь, затем направлялся в сторону Керчи и уходил на Кавказ по дну Керченского пролива.

Если можно проложить кабель через пролив, то почему нельзя построить самый короткий железнодорожный путь, соединивший бы Великобританию с Индией?

1856 год тоннель под Ла-Маншем

Англичане давно мечтали создать свой великий «шёлковый путь», проложив туннель под Ла-Маншем, а затем построив мост через Керченский пролив, они тем самым крепко привязывали бы Индию к себе.
Военный бюджет Британии тут же перевели в строительный фонд и стали готовить документацию проекта железной дороги Лондон-Дели.

Однако, даже этих 11 миллионов фунтов стерлингов оказалось недостаточно для строительства моста через Керченский пролив.

Император Николай II оценил по достоинству разработки англичан. Когда британцы отказались от своего проекта строительства железной дороги Лондон-Дели из-за его дороговизны, император Николай II  повелел в 1910 году продолжить инженерные работы для технического обоснования строительства моста между Таманским и Крымским полуостровом.

Мирная конференция 26 государств была созвана по инициативе императора России Николая II 29 августа 1898 года. О мирном решении международных столкновений

Мирная конференция 26 государств была созвана по инициативе императора России Николая II 29 августа 1898 года. О мирном решении международных столкновений.

Крымский мост должен был стать частью железной дороги, которая позволит круглый год вывозить товары с Таманского полуострова в Крым. К сожалению, осуществить этот проект не удалось — помешала Первая Мировая война.

Наши с вами предшественники прекрасно понимали стратегическое значение этого мостового перехода между Крымом и Кавказом и давно стремились к реализации этого проекта.

Крымский мост через Керченский пролив протяженностью 19 км — самый длинный в России и Европе, соединил Крым и Таманский полуостров Краснодарского края

 Автомобильное движение по Крымскому мосту было открыто 15 мая 2018 года, строительство железнодорожной части моста и подходов к нёму будет закончено в декабре 2019 года.

Почему разрушился первый Крымский мост в 1945 году?  

Проект моста через Керченский пролив 1949 года. 

 

 

 

Как Абрикосовы стали кондитерскими королями России
Военные реформы Милютина, создавшего новую русскую армию

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*