Вторник , 22 Октябрь 2019
Домой / Античный Русский мир. / История христианства в Крыму

История христианства в Крыму

Успенский Бахчисарайский скит и Геогиевский монастырь занимают чрезвычайно важное место в истории христианства в Крыму. Это важнейшая опора христианства, это место, где христианство вооружилось для отпора враждебному ему магометанству, отстаивая права целого народа на христианскую веру.

Христианство появилось впервые в южном Крыму, отсюда оно распространилось по всему Крыму до пришествия татар, благодаря просветительской деятельности древнего Георгиевского монастыря.

В 13 веке в Крым нахлынули татарские орды, принявшие учение Магомета. Георгиевский монастырь боролся с магометанством до 15 века, на помощь ему пришёл Успенский монастырь в самом центре магометанства – Бахчисарае. В скалах, где ныне находится Успенский монастырь, явился образ Пресвятой Богородицы и воодушевил христиан к строительству скального монастыря, и единодушному противостоянию магометанству. Успенский монастырь в 15 веке становится главной опорой христианства в Крыму.

В 15 веке в Крыму было 40 христианский церквей и ещё 31 христианский храм, разрушенный и сожжённый татарами. Количество христианских храмов в Крыму продолжало уменьшаться вплоть до 18 века, но Успенский монастырь выстоял в это борьбе с исламом и стоит доныне, как скала.

Зарождение христианства в Крыму

Начинать разговор о зарождении христианства в Крыму (Таврии) следует с 1800 года до н. э., когда на полуострове появились тавры, поклонявшиеся богине-деве Диане. В 1700 г. до н.э. в Таврии появились племена амазонок, в 1600 г. до н.э. племена кимвров, в 1500 г. до н.э. тавроскифы.

В период с 1124 — 600 г. до н.э. в Таврии появились первые колонии греческих христиан из Ионии – ионийцы, дорийцы, этолийцы. В 7 веке до н.э., Персидская держава вторглась на Пелопоннес, не желая терпеть персидский гнет, свободолюбивые греки отправились в изгнание, основывая новые поселения в Тавриде. Первой греческой колонией в Таврии можно считать Пантикапей (Керчь), основанной переселенцами из Милета в 1230 г. до н.э., а также построена колония  Фанагория, под начальством Фанагора. В 600 г. до н.э. основана Феодосия, в 500 г. до н.э. Херсонес-Таврический, построенный Гераклидами.

Вскоре древнегреческие колонии появились по обе стороны Боспора-Киммерийского (Керченского пролива): Парфенион (г. Аю-даг), Тиритака (Чурубаш), Нимфеон (напротив Таманского полуострова), Гераклея ( в начале Арабатской стрелки), Мирмикион (близ Пантикапея), Акра (Гагиль-бурун), Диа, Киты, Зифериум (на Пантикапейском полуострове), Германасса (на Кубани), Ахиллиум (на Таманском полуострове), Кипос, Керокондама, Горгипия (Анапа), Патреуса, Кнетос (Инкерман), Каракс (Ялта), Калос-Лименис (Балаклава), Лампас, Сита (Судак, Сураж), Эипатория (Евпатория), Фурион (Алушта), Гурзуф, Кикипеис, Лимен, Симеус, Мутсхорь, Гаспра, Тафрос (Перекоп), Сатарха (Чатырлык), Паласия (Бахчисарай), Киммериим (Эски-Крым), Партакра (Карасубазар, Белогорск), Синдика, Тазус (Тихеби), Таропа (Чонгар), Аргонда (Аргын) и др.

Главенствующее положение в Таврии занимал Пантикапей – приверженец монархии, и Херсонес – приверженец республиканского строя.

Начало Пантикапейского царства относится к 480 г. до н.э., когда греки, жители разорённого персами Сигея отправились в Таврию, под руководством Археанакта, избранного главою переселенцев, они овладели городом Пантикапей. С этого времени Пантикапей греки стали называть Боспором, а царство Боспорским. Дальше Таврического полуострова и прибрежных территорий Тамани греческие колонии не распространялись, они служили торговыми складами для греческих колонистов.

Самостоятельность Боспорского царства со столицей в Пантикапее продолжилась до 81 года до н.э., когда Понтийский царь Митридат VI Евпатор объединил для борьбы с Римом силы Боспорского царства с Понтийским царством, находящемся на южном побережье Чёрного моря. Два римских полководца Лукулл и Помпей дважды разбивали армию Митридата VI. Сын царя Митридата  Фарнак, пресмыкавшийся в римском сенате, предательски убил отца и отправил его труп в Рим, и, при поддержке римлян, занял престол Боспорского царства.

Юлий Цезарь сделал из Боспорского царства римскую провинцию,  царей на престол Боспора назначал римский сенат. Боспор, повинуясь своим ничтожным монархам по указке римлян, вёл бесконечные воины ослабляющие государство. Права объявлять войну или заключать мир у Боспора не было, хотя было своё войско. Такое положение продолжалось до правления Ассандра-2, при нём дикие племена кочевников гуннов явились в Таврию и в 376 г. н.э. разрушили все города Боспорского царства, воспользовавшись ослабленным положением государства.

Гораздо большее значение имела Херсонесская республика – государство сильное, деятельное, всегда сражавшееся за свою свободу и патриотически настроенное. Херсонес Таврический и самостоятельно, и с помощью Византии существовал до 13 века. Вся южная часть Таврического полуострова с центром в Херсонесе, была греческой цивилизацией, не уступавшей лучшим цивилизациям тогдашней Европы. Таврические греки, потомки древних греков Эллады, не уступали ни одному из тогдашних народов в развитии и образовании. Пережив период язычества таврические греки обратились к христианству, приняли учение Иисуса Христа и веру в единого Бога. Христианство в Тавриде впервые утвердилось среди таврических греков.

Самоуправляющаяся Херсонесская республика занималась торговлей, развитием внутреннего производства и сельским хозяйством. Херсонеситы брались за оружие только для защиты своих вольностей и свободной торговли, они отличались от боспорцев, своим истинным патриотизмом, благородством и мужеством. Херсонесцы вели большую торговлю, путешествовали по торговым путям в страны Средиземноморья, и знакомясь с другими цивилизациями и народами, они видели, что нисколько не уступают им, а наоборот превосходят. Херсонесцы более других народов нравственно развитые, были способнее других обитателей Таврии принять христианское учение. Только тот народ воспринимает Евангельские истины, который по степени своего нравственного развития, способен понять их.

Сведения о развитии христианства в Крыму можно почерпнуть из Патриаршей библиотеки в Константинополе. Труды Богуша, добросовестного и трудолюбивого писателя 30-х годов 19 века раскрывают многие страницы истории Крыма.

Учение Иисуса Христа имело своих последователей в Таврии ещё в 1 веке н.э., когда Святой Андрей Первозванный, придя из Синопа, проповедовал в Херсонесе и отправившись в Сарматию, водрузил крест на киевском холме.

Начавшиеся в Римской империи гонения против христиан, забросили в таврическую ссылку святого Климента — первого ученика апостола Петра. В 88 году Климента был рукоположен апостолом Петром в епископы Рима, возглавив Римскую церковь, он стал четвёртым Папой Римским с 88 г. (или 90 г.) —  по 97 г. (или 99 г.). 

Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники Рима донесли на епископа Климента римскому императору Траяну (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus) из династии Антонинов, правивший в 98—117 годах.  Троян обвинил христианского епископа Рима святителя Климента в неуважении к древним римским богам, и сослал святого Климента в Херсонес, на работу в Инкерманские каменоломни, где добывали камень для римских строений.

Инкерман монастырь святого мученика Климента

Херсонес в это время был зависим от Рима, хотя имел своё управление. Римский гарнизон стоял в крепости Харакс, доныне сохранилась римская дорога из Херсонеса в Харакс.

Узнав о том, что святой Климент проповедует христианство в Тавриде, и число христиан увеличилось до 2 тысяч человек, император Троян приказал казнить св. Климента, бросив его в море. Мощи св. Климента хранились в скальном гроте в Херсонесе до 9 века.

Численность последователей христианского учения продолжала расти и в 4 веке в Таврии уже известно епископство, и о том, что Корсуньский епископ обратил в христианство всю Корсунь (Херсонес Таврический). Известны имена всех Корсуньских епископов от 4 века до 13 века н.э.

Ко времени между 1 и 5 веком можно отнести появление христианства в Таврии в Херсонесской республике, и христианскую деятельность  монастыря Святого Георгия (ныне Св. Владимира). Глядя на величественные руины монастыря Святого Георгия, можно отнести время его разрушения к периоду упадка Херсонеса. Искусная каменная резьба, сохранившаяся на обломках колонн, выполнена в чисто классическом стиле, это свидетельствует о времени строительства в периода расцвета Херсонесской республики — 4 век н.э.  Всеобщее уважение таврических греков к имени и подвигам Святого Георгия способствовало тому, что именно они воздвигли христианский монастырь его имени в Херсонесе в 4 веке.

Именно с этого времени монастырь св. Георгия становится в Таврии главным распространителем христианства. Не подлежит сомнению, что все иерархи Корсуньской епархии жили в монастыре св. Георгия. Епархия эта называлась Корсуньской и Доранской, от имени Дори (Инкерман). Первый епископ был Василий (303 – 313 г.г) , за ним следуют: Евгений, Элпидий, Агафодор, Капитон, Евферий (381 г.),  Лонгин (448 г.), Стефан (553 г.),  Ефрем, Георгий-I (692 г.), Георгий-II (858 г.), Павел (876 г.),  Фёдор ( с 1081 г.), и Лев (1280 г.)

Геогий-I подписывался на константинопольском соборе 692 года: «Georgios anaxios episkopos Chtrsonos tis Dorantos, то есть «недостойный епископ Херсонеса и Доранта – Георгий». Последний же епископ вместо Dorantos написал Erantos (Инкерман)

Большое значение Георгиевского монастыря в деле распространения христианства в Крыму отмечено и в 9 веке, когда хазары просили Византию прислать им христианских учителей, и Таврию пришёл проповедовать святой Кирилл-Философ.

Житие Константина Философа (Кирилла) о русских письменах в Херсонесе Таврическом. «Паннонские жития»

Боспорцы не сходившиеся с херсонесцами в политических убеждениях, не могли и в духовном плане составить одно общество. Этим объясняется существование Суражской епархии с 8 века.

Третьей Таврической епархией была Гото-Кафская, в состав которой входили все таврические епархии в 18 веке. Некоторые историки считают, что пришедшие в Таврию готы занимали лишь горную часть южного берега Крыма. Совсем другое место в Таврии  готовтетракситов (греч. Τετραξϊται, Τραπεζϊται)  указывает греческий историк Прокопий:

«Готы-тетракситы живут там, где Боспор вытекает в Чёрное море. Эта приморская страна называется Дори, лежит на земле плоской и плодородной. Так как этот народ предпочитает жизнь сельскую и не любит запираться в крепостях, то Иустиниан не строил у них ни городов, ни крепостей, а провёл лишь длинные стены (Змеевые валы) только в тех местах, откуда угрожал набег неприятелей».

Полагаясь на свидетельства Прокопия, мы знаем, что готы в количестве 3000 человек не захотели в 448 году идти в Италию за Теодорихом и отправились в Тавриb, основали на горе Мангуп христианское княжество Феодоро. Готы действительно жили в Крыму в 5 веке, и исповедовали христианское учение Ариан, отличавшееся от догматов веры греческих христиан. Второй епископ Готии Селиний назывался арианским. В 678 году хазары захватили у готов город Дорас. Готы под влиянием греков изменили свой образ жизни, и отказались от догматов арианства, они вошли в состав греческой епархии Кафы, прибавив к её названию Гото-Кафской епархии и в 754 году готы попросили у Византии прислать им епископа. С 1292 года известны имена всех митрополитов  Гото-Кафской епархии.

Гото-Кафская епархия стала для всех христиан полуострова общей (главенствующей), и митрополит Парфений, живший в 1721 году, впервые подписался титулом Gotthias ke Kafa.

Армяно-Кафская епархия объединяла армян переселившихся со славянами в Таврию в 1262 году, а Гото-Кафская епархия объединяла греков. Обе епархии находились в Кафе.

Таврическое христианство в духовном и политическом отношении зависело от Византии, вся духовная администрация в Таврии была Византийской.

Таково в общих чертах состояние христианства в Крыму до 13 века, не испытывающего никаких гонений со стороны не христианского населения полуострова, поклонявшегося языческим богам. Язычниками были половцы, хазары, печенеги и другие народы, не оказавшие никакого влияния на христианство в Таврии.

В начале 13 века в Крым пришли татары – огнепоклонники, язычники, не находили в христианстве сильных противоречий своим убеждениям. Приняв магометанство только в 13 веке, татары ещё не узнали в чём состоит его суть и в чём противоречие с учением Иисуса Христа. Татары пришедшие в Таврию в 1237 году не боролись с христианством.

Пришедшие из Кипчака в Таврию татары Мангу-хана в 1266 году образовали новое царство и подарили его племяннику Омар-Тимуру, но оно было в вассальной зависимости от Кипчака. Столицей этого нового царства стал древнегреческий город Киммериум, переименованный татарами в «Крым».  Владения татар в Крыму граничили на юге с владениями христиан.

В 1266 году в Таврию пришли христиане генуэзцы и, заключив с татарским князем Омар-Тимуром выгодный договор (Formalione), они заняли в Таврии все прибрежные порты выгодные для ведения торговли. Генуэзцы научили татар выращивать виноград и покупали у них различные продукты, за это татары их очень уважали. В 1380 году генуэзцы покорили Готию (гр. Γοτθία, Готфия) и стали самыми могущественными на полуострове, во время их правления татары не предпринимали никаких гонений на христиан, так как христиане были под покровительством генуэзцев.

Епархия Генуэзцев распространялась из Таврии до Варны в Болгарии до Сарая, и от Чёрного моря до Русской земли.

Христианский собор Святой Софии в Константинополе, столице Византии

29 мая 1453 году Византия пала под натиском турков-османов, это событие повлияло на политическое и религиозное состояние Крыма. «Гибель империи. Византийский урок». Турки, недовольные участием Генуэзского флота в обороне Константинополя, послали в Крым сильное войско и флот в 1475 году и таврическая Генуэзская республика пала. Это событие имеет чрезвычайное значение в истории христианства в Крыму – большая часть южного Крыма с христианскими храмами и святынями оказались под властью турок. С этого периода начитается период противостояния ислама христианству в Крыму.

С падением власти Кипчака, Крымское царство стало независимым, первым ханом из рода Гиреев стал Хаджи-Девлет Гирей (1451 – 1467 г.г.) Столицей Крымского царства стал Эски-Крым, в ходе междоусобиц, столицу перенесли в Карасу-базар (ныне Белогорск). При правлении сына Хаджи-Девлет Гирея — Менгли Гирее, столицей стал Бахчисарай, и татары проникли на южный берег Крыма, бывшие владения Генуэзской республики.

Татары вначале были язычниками и поклонялись огню, первый принявший магометанство хан Берге в 1252 году, но новая исламская религия  стала народной только в 14 веке при хане Джани-Беке. Магометанство было усвоено татарами только с внешней стороны, они исполняли обряды ислама не зная догматов и понимая сути религии. Девлет-Гирей совершил хадж (поломничество) в Мекку и сделал много для религиозного просвещения татар, но самое главное влияние на развитие магометантства среди татар оказало падение христианской твердыни Константинополя – столицы Византии, и торжество исламизма над христианством.

Менгли Гирей приказал переселить из Кафы в степные районы Крыма армян  и греков, началось физическое истребление христиан на южном берегу Крыма. Христиане скрывались от преследователей в пещерах, в них совершали тайные христианские обряды и моления. Первым бастионом христианской религии против магометантства стал Георгиевский монастырь на южном берегу Крыма, как и древнейшие времена ставший главным в распространении христианства в Таврии.

По преданию, явление лика Пресвятой Богородицы на скале произошло в 15 веке, 15 августа, поэтому и скит, и храм назвали Успенским.

Древнейший Георгиевский монастырь, существовавший до 17 века, и Успенский скит – управляли социально-духовной общностью христиан в Крыму до 18 века. Успенский скит в 17 веке получал деньги из московского царского двора.

С падением Византии под натиском турок-османов, изменилась и жизнь татар в Крымском царстве, которое стало подчиняться Османской империи и жить по её указке. Крымские татары в 15 веке должны были подчиняться турецкому султану Магомету-2, диктовавшему им и форму управления, и общественное устройство их жизни, должно было быть сродни турецкому.

По материалам источникаПамятная книга Таврической губернии, изданная Таврическим губернским статистическим комитетом» / Сост. под ред. К.В. Ханацкого. Вып. 1. — Симферополь, 1867 год. Автор: Ханацкий.

Курганы Алтая в долине реки Каракол
Мифы, предания, сказки. Заключение

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*