Четверг , 19 Июль 2018
Домой / Античное Средиземноморье / Истории из жизни знаменитого циника Диогена

Истории из жизни знаменитого циника Диогена

Философ Диоген родом из Синопа, расположенного на берегу Чёрного моря, был известен в истории, как Диоген Синопский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; около 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф). Диоген был самым ярким представителем философской школы циников или киников, последователей Сократа. Как и Сократ, Диоген был равнодушен к благам цивилизации, презирали общественную мораль и отрицали все те ценности, без которых большинство людей не могут представить свою жизнь.

Философию Диогена называют философией циников, от слова «собака» — κύων — кинос. Жить по-собачьи, или «кинично», было главным правилом жизни Диогена. Мудрецу было достаточно простой пищи и «конуры», как у собаки. Родоначальником этого течения философии в древней Греции был Антисфен, ставший наставником  Диогена.

Шокирующее и антисоциальное поведение Диогена имело целью заставить людей задуматься о настоящих ценностях.

Согласно жизнеописанию Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», философ Диоген был сыном менялы и растовщика (трапезита) Гикесия. Детство Диогена прошло во времена неспокойные – в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Отец Диогена, Гикесий, бывший менялой (трапезитом) на рынке, начал подделывать монеты, обрезая её, он портил монету, таким образом снижая в неё содержание драгоценных металлов. Гикесия быстро поймали с поличным и посадили в тюрьму. Диогена также собирались арестовать, но ему удалось сбежать из города. Так и началось странствие парня, которое привело его в Дельфийский храм Аполлона. Оказавшись в Дельфах, Диоген вопросил оракула, чем ему заниматься в жизни, на что получил ответ: «переоценкой ценностей» (греч. παραχάραττειν τὸ νόµισµα). Сначала Диоген понял это предсказание, как «перечеканка монет», однако, будучи изгнанным, он осознал своё призвание в философии. Диоген пошёл дальше своего отца — он стал портить эталонную монету всего мира, обрезая её мораль, руша устои общества, издеваясь над религиозными традициями, которые он считал ложью.

Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном, поразившим Диогена до глубины души, и он решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа Антисфена.

Однажды, когда Антисфен замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повёл самую простую жизнь.

У Диогена не было определённого рода деятельности, имущества и постоянного места жительства. Порой философ ночевал в языческих храмах, святилищах богов, ибо это достойное место философов. О философах он говорил, что они – друзья богов. Раз все принадлежит в мире богам, значит весь мир принадлежит и философам тоже, потому что у друзей всё общее.

Почти всю сознательную жизнь Диоген провёл на городской свалке. Диоген Лаэртский сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись к обширному числу работах позднейших авторов, изложивших воззрения древних философов-циников, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов.

В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителе, а себя считал космополитом – гражданином мира.

Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Жизнь Диогена в глиняном кувшине — пифосе, вкопанном центральной площади, недалеко от Афинской агоры рядом с храмом Цибелы, была примером аскетизма. Он использовал плаща вместо постели, а из вещей он имел лишь суму и посох. Иногда его видели ходящим босым по снегу.

Диоген эпатировал современников, принимал пищу на площади. Во времена Диогена публичный приём пищи считался неприличием в греческом обществе.

Как известно, философ Диоген обитал в большой бочке.
Однако, известно, что греки не делали бочек, правильнее сказать, что своё жилище он устроил возле афинской агоры в большом глиняном сосуде — пифосе, который закапывали в землю и в котором греки обычно возили товары на продажу, хранили зерно, вино, масло или хоронили умерших. Однажды мальчишки разбили его дом. Позже афиняне предоставили ему новый пифос.

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то захотел познакомиться с прославленным Диогеном. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя в бочке. Тогда Александр Македонский сам решил навестить его. И, найдя Диогена в Крании, в гимназии неподалёку от Коринфа, когда философ грелся на солнце, подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр Великий сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, любезный, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген, продолжая греться на солнышке. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей о дерзком и циничном ответе Диогена, которые потешались над философом, Александр Македонский заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Диогену часто прощали его дерзкие высказывания, но тем не менее его уважали и ходили к нему за советами.

Александр Македонский пришёл к Диогену спросить совета о планируемом походе в Индию. Диоген не одобрил плана Александра Великого, предрекая ему страдания от лихорадки. К этому философ добавил и предложение великому полководцу отказаться от завоевательных походов и присоединиться к нему в соседней бочке. Александр Македонский не принял такой совет от мудреца и отправился покорять Индию, где вскоре заразился лихорадкой и умер.

Диоген считал, что природа дала человеку всё, что ему нужно. Философ стремился побольше общаться с разными людьми, очень любил покритиковать и вступать в споры, но не находил среди людей достойных противников в споре.

Диоген разгуливал по улицам Афин днём с зажжённым фонарём, приговаривая, что ищет достойного человека, да найти не может. Он призывал людей, а потом бил их палкой, заявляя, что искал людей, а не мерзавцев.

Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.

 

Диоген высмеивал греческие традиции или ханжеские привычки знатных людей, что шокировало простых греков, уважающих высокопоставленных вельмож. Сам философ считал, что таким образом заставляет людей больше думать. Однако Диогена ни разу не наказали ни за критику, ни за споры, ни за саркастические высказывания. Цинично Диоген высказывался и о самом себе.

Диоген считал зависимость от материальных благ разрушительной для истинной свободы и препятствием для развития духовного мира человека, а отказ от материальных благ мудрец считал единственно правильным путем к свободе. Диоген говорил о необходимости быть равнодушным к любого рода искушениям — богатству, власти, удовольствиям жизни. Демагогов и политиков он считал льстецами черни.  Высмеивал он служителей языческих храмов, их религию, обряды и церемонии навязанные простому народу, и презирал верящих снотолкователям, а также порицал и социальный институт семьи. Он считал, что женщины и дети должны быть общими в государстве.

О современном ему обществе Диоген говорил, что оно лишено желания проявлять настоящую доброту и не умеет видеть собственных недостатков.Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.

Диоген неоднократно спорил с Платоном. Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет». Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.
Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Платон, в свою очередь, называл его «обезумевшим Сократом».

Когда Платон изрёк, что: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» — это «двуногое без перьев». На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями». 

Диоген участвовал в Херонейской битве, но попал в плен к македонцам. На невольничьем рынке на вопрос, что он умеет, ответил: «властвовать людьми». Купил его некто Ксениад в качестве наставника своим детям. Диоген научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания здоровья, научил верховой езде, метанию дротиков, а также истории и греческой поэзии. Ученики и знакомые Диогена предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.

Умирая, Диоген попросил Ксениада похоронить его лицом вниз. Согласно свидетельству Диогена Лаэртского, философ Диоген умер в один день с Александром Македонским — 10 июня 323 года до н. э.

На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас научил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Случаи из жизни Диогена.

  • Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлёбку из куска выеденного хлеба.
  • Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
  • Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».
  • Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа.
    «Это уровень вашего развития, — заявил Диоген, — когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».
 Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам туда и сюда свою глиняную бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать, а пифос я катаю, потому что ничего другого у меня нет».
  • Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
  • Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?». «Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей — почти никого», — покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, Диоген напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
  • Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен вознегодовал: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?».
  • Диоген, увидев, как рабы Анаксимена Лампсакского носили многочисленные пожитки, спросил, кому они принадлежат. Когда ему ответили, что Анаксимену, он возмутился: «И не стыдно ему, владея таким имуществом, не владеть самим собой?».
  • На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
  • Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
  • Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!».
  • К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз».
  • Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».
  • Однажды Диоген просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь»,— говорил тот. «Если бы я мог тебя убедить,— сказал Диоген,— я убедил бы тебя удавиться».
  • Кто-то попрекал его порчей монеты. «То было время,— сказал Диоген,— когда я был таким, каков ты сейчас; зато таким, каков я сейчас, тебе никогда не стать».
  • Увидев сына гетеры, швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!».
  • В большой толпе народа, где также находился Диоген, какой-то юноша непроизвольно выпустил газы, за что Диоген ударил его палкой и сказал: «Послушай, мерзавец, неужели не сделав ничего, чтобы дерзко вести себя на публике, ты начал показывать нам здесь своё презрение к мнениям [большинства]?».
  • Однажды философ Аристипп, который нажил состояние, восхваляя тирана, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял тирана, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять тирана!».

Афоризмы Диогена.

  • Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
  • Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
  • Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
  • Неграмотных и непросвещённых вы обучаете так называемым изящным искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользоваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?
  • Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.
  • Быстрее всего стареет благодарность.
  • Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.
  • Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
  • Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
  • Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
  • Я гражданин мира.
Божественное оружие - ваджра
Народы моря – индоевропейцы, напавшие на Древний Египет

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*