Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Язык – душа народа / Искажение иностранцам русских названий

Искажение иностранцам русских названий

Александр Васильев.
О древнейшей истории северных славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его варяги. (1858 год)

Примечание 12.

Искажение иностранцам русских названий.

В XVIII веке и в начале нынешнего столетия страсть искать везде иностранное обладала многими в России, причина этому понятна. В Россию, даже в Академию наук, были приглашены учёные-иностранцы***. Они, занимаясь историческими и статистическими изысканиями в России, по-своему толковали имена и прозвания.

***Бейер, вовсе не знавший русского языка, также написал историю России!.. Он, Шлёцер, Миллер и многие другие, проникнутые немецким патриотизмом и действуя в духе тогдашнего бироновского времени, терзали, губили сказания о России… и даже русский язык (Записка Ломоносова о грамматике Шлёцера).

Каждый из нас сознает, что многие иностранцы принесли великие пользы России, но бироновское время наполнило Россию пришельцами, которые смотрели на Россию и россиян с презрением… При Бироне немцы не могли встречать возражений. Пора настать веку русского мышления и собственной заботы о столь великом предмете для нас, о древней истории России; пришельцы бироновского времени не хотели видеть, что Россия, искупив собой всю Европу от ига татар, не имела ещё времени развернуть свои силы, не имела ещё времени воскресить своё прошедшее.

Так, где-то читал я объяснение прозванию Бронницы не от слов броня или борониться (защищаться), но от немецкого – Brunne – источник!.. Есть ли смысл в этом? И какие особые источники нашли у Бронницы, известного села на реке Мете, где, по преданиям, находились некогда Холмоград (иностранцы писали Голмгард) и великое капище времён идолопоклонства, бывшее на превысоком кургане, на котором теперь воздвигнута святая церковь; или в Бронницах – городе за Москвой и во многих других Бронницах? Только на Бронницкой горе у Ильменя есть два небольшие ключа, общие подобным, не насыпным, по природным возвышенностям, и оба – вполне обыкновенной воды.

На Бронницкой горе (с нее видно озеро Ильмень) есть насыпной курган, о котором в народе ходит много преданий. Много других курганов окружают гору.

И сколько я видел нимало не рассмотренных курганов, в которых, вероятно, нашлось бы много вещей – тлеющих памятников древнего славянства. Кому неизвестно, что разлив Западной Двины, близ Ашерадина, размыв берег, открыл огромное кладбище в правильно устроенных, выложенных плитами кругах.

Кто же рассматривал их учёным разысканием? Учёные, достойные уважения, но не русские люди. В найденных головных и ручных украшениях, мечах, топорах, цепях и металлических шапках они видели подобие немецким, скандинавским, индийским, китайским, но о древнеславянском оружии и не подумали.

Учёные вспомнили о ливах – древних, но тёмных обитателях края, о латышах, соплеменных кривичам, следственно, славянам, но отчего же они забыли о славянах венедах — главном племени, властвовавшем землей от Двины до Эльбы и по Двине до Балтийского моря – звавшегося в их времена Венедским морем?

О венедах писали в I веке Плиний и Тацит, во II веке – географ и астроном Птоломей; в IV веке  – Иорнанд, потом Прокопий, Полибий, Гельмонд; нынешние учёные могли бы, как Кледен, проверить древнюю числительность народа венедского.

Увидели бы, что венедов звали вендами, венетами, генеттами, венами, винулями, винделинами, они занимали всю середину Европы – от жилищ эстов до Везра, от гор рудных и исполинских до морей Балтийского и Немецкого, от Дуная до Швейцарии, где встретились с римлянами.

Северные прибалтийские венеды разделялись на колена: ободриты обитали, где нынешний Мекленбург; вильцы – ныне помераны – между Одером и Вислой; укры, гевеллы и ретрийцы – ныне славяне Бранденбурга; сорбы, иначе – сорабы, – между Салой и Эльбой; наконец, лугрицы – обитатели верхней и нижней Лугеции.

Венды, венеды, или, как сами они называли себя, словенцы, и теперь обитают в Стирии (Штирии), Каринтии, Корниолии, пришли туда в V веке с царём своим Аттилой с берегов Дона и Дуная, но которого иностранные писатели, а за ними и наши – ошибочно – объявили азиатцем.

Всё это ведомо и должно бы быть понятно учёным; и не для чего им было ходить в Китай и Индию – искать там сведения о воинах, носивших оружие, остатки которого найдены на севере России!

Найденные железные и бронзовые вещи хранятся в Митаве и Риге***.

*** Enfin, le témoignage de Iornandès est formel: il affirme que les Vénèdes sont de la meme race que les Slaves et les Antes, et la description qu’il en fait ne laisse plus aucun doute sur leur origine non germanique. Schnitsler, p. 4. (франц.) 

[Наконец, свидетельство Иорнанда совершенно определенно: он утверждает, что венеды относятся к тому же народу, что славяне и анты, и описание их, которое он дает, не оставляет больше никаких сомнений относительно их негерманского происхождения.]

Примечание 8. Искажение наименования: славянин

Нашлись писатели, которые не хотят видеть сказаний о славянах древнейшими историками, и не одними греками, но готами и другими, явно высказывавшими о славянах Новагорода и Ильменя. И в нынешнем XIX столетии повторяют иностранное умствование, читанное мною где-то ещё в детстве, что славянского народа и не существовало, что древние обитатели северного края России звали себя просто человек, и из этого вышло словоизменение – человек, цловек, жловек, словек, човак, шловек и, наконец, словек, словак, словянин. На это могу одно только сказать.

Жалею, господа писатели, что вы носите звание русских людей, пишете по-русски и тем смущаете юношей, которые по легкомыслию могут увлечься вашим даром писать. Лучше объявите себя прямо иноземцами, тогда свободно изливайте свою желчь на Россию – пристойнее будет***.

***В IX веке папы запрещали служить обедни по болгарскому обычаю на русском или славянском языках. Не явно ли, что языки русский и славянский и в те времена были одним и тем же, который имел известность и был родным великой части жителей Европы? И чем докажут враги славянства начало поселений славян во всей Европе, если упорно будут отвергать, что гунны, аланы, обры, болгары и другие восточные громители Европы не были славяне разноименных поколений?

Оглавление книги Александра Васильева «О древнейшей истории северных славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его варяги».


Города, сёла, крепости Европы называют по-русски
Реймское евангелие

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*