Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Этрусский бог Кулсанс — Anś — Янус

Этрусский бог Кулсанс — Anś — Янус

Кулсанс (Culśanś, Anś) — этрусское божество, известное по двум надписям и разнообразным иконографическим материалам, включая монеты, статуэтки и саркофаг. Римляне ввели этрусское божество Ани/Анс (anś) в пантеон римских богов под именем Янус.

Многие учёные считают римского бога Януса заимствованным у этрусков — Кулсанса (Culśanś, Anś), потому что Anś = Янус также представлен как двуликий бог (лат. bifrons), и его божественное царство также включает защиту границ, дверных проёмов и ворот. Основываясь на этой идее, некоторые учёные предполагают, что имя Culśanś может содержать этимологический корень, означающий «дверь» на этрусском языке, так же как имя Януса происходит от латинского слова — ianua«дверь» .

Culśanś обычно изображается как мужское божество с двумя лицами, две статуэтки, изображающие его, были найдены близ городских ворот. Эти характеристики предполагают, что он был защитником ворот, который мог ревностно наблюдать за воротами не одной, а двумя парами глаз.

Этрусское женское божество по имени Culśu , имя которого имеет тот же этимологический корень, что и Culśanś, также связано с воротами, хотя в её случае они являются воротами в преисподнюю.

По большей части иконография Кулсанса географически ограничена Северной Этрурией и хронологически ограничена III и II веками до нашей эры эллинистического периода.

Многие артефакты, связанные с Кулсансом, происходят из города Кортона (этрус. Curton), что позволяет предположить, что его присутствие здесь было особенно важным, однако, исследователи исключают представление о том, что культ Culśanś был ограничен городом Кортона.

Не все изображения Culśanś одинаковы, но, судя по имеющимся данным, его чаще всего изображали в виде юного безбородого божества с двумя лицами, смотрящими в противоположные стороны.

Бронзовая статуэтка Culśanś из Кортоны, ок. 300–250 гг. до н. э. (Кортона, Museo dell’Accademia Etrusca).

Внешний вид Кульсанса лучше всего представлен бронзовой статуэткой из Кортоны, датируемой III или II веком до нашей эры. Кулсанс изображён обнаженным, но в красивых вышитых сапожках и шапке. Он стоит в свободной позе, подбоченясь левой рукой, и протянув правую руку вперёд, но не для рукопожатия.

Некоторые учёные считают, что его правая рука первоначально держала деревянный посох путника, похожий на тот, который часто держал римский Янус.

Другие исследователи предполагают, что в правой руке  Culśanś держал ключ, вполне подходящий атрибут привратника, открывающего и закрывающего двери и ворота. В дополнение к его деревенским ботинкам и плоской кепке, которая натягивается на обе его головы, он также носит на шее торк шейное кольцо этрусков и кельтов.

Котёл из Гундеструпа, Дания, серебро, 1 век н.э.

Торк часто находят на шее изваяний кельтских богов, пример тому, изображения божества на знаменитом котле из Гундерструпа , на шее бога Дагда красуется торк, а в руке бог часто держит ещё один торк.

vilia. cvinti arntias culsansi al pan turce

На бронзовой статуэтке Culśanś из Кортоны, на его левом бедре сделана надпись на этрусском языке, которая переводится как:

«Вилия Квинти, (дочь) Арнтаса дар Кулсанси великому-богу этруску».

Бронзовая статуэтка Culśanś была найдена в земле у северных ворот в Кортоне, рядом была найдена похожая статуэткой бога Селванса (лат. Selvans), который стоял также подбоченясь и протянув вперёд правую руку, как и Culśanś. Оба божества носят похожие сапожки и одинаково положение их рук. На статуэтке Селванса (лат. Selvans) есть аналогичная дарственная надпись от той же Велии Квинти.

Две фигуры из Кортоны отличаются тем, что Селванс имеет только одно лицо и носит шапку другого стиля, которая, кажется, сделана из какой-то шкуры животного, возможно, из льва или волка. Некоторые учёные приравнивают этрусского Селванса к римскому богу Сильвану. Сельванс, как и Culśanś, вероятно, бог, защищавший границы, врата и дверные проёмы. Ещё  один примечательный аспект этих двух фигур из города Кортоны — это расположение их рук и особенно пальцев.

Есть отрывок римского автора Плиния Старшего, в котором он описывает статую Януса, на которой его пальцы расположены так, чтобы представлять римскую цифру CCCLXV, означающую 365 дней в году. Это заставило многих учёных задуматься о том, может ли положение пальцев статуэток из Кортоны также иметь тайное значение. Если позиции пальцев должны были отображать числовое значение, связанное с календарем, можно предположить, что Culśanś имел связь со временем и сменой времён года, как и римский бог Янус позднее.

Кулсанса и Сельвана изображают, как безбородых молодых людей, однако римские аналоги этрусских богов — Янус и Сильванус, обычно в двух разных лицах. Одно из них представляет собой лицо безусого юноши, начинающего год, открывающего дверь новому году, и второе — лицо бородатого старика, заканчивающего год и закрывающего двери года.

Кулсанс также отличается от Януса в большинстве своих изображений тем, что носит особую шапку путешественника — петасус (греч. πέτασος).

Петасосэто  фессалийская широкополая шляпа от солнца из шерстяного войлока, кожи или соломы, которую носили древние греки, македонцы, фракийцы и этруски, часто в сочетании с хламидой — плащом. Шапку петасос носил греческий бог Гермес. Римские священники также носят подобные шапки, которые римляне переняли у этрусков.Каменный саркофаг из Тоскании. Археологический музей, ок. 300 г. до н. э. На этом саркофаге изображен двуликий бородатый воин, держащий в руках серповидный клинок, вероятно, это Culśanś в бою. Исследователь Маггиани идентифицирует двуликую фигуру воина как греческого мифологического стража по имени Аргос.  Де Граммонд распознает эту фигуру как Culśanś и интерпретирует сцену, как Гигантомахию (Gigantomachy) — борьбу богов с гигантами, во время которой гиганты были уничтожены богами. В Гигантомахии Culśanś выступает великим воином и защитником границ.

Надписи с именем этрусского бога Culśanś.

На бронзовой доске известна надпись с именем этрусского бога Кульсанс (Culśanś.)

Известны изображения этрусского бога Culśanś на трёх монетах из Вольтерры (итал. Volterra, лат. Volaterra, Vultera, Vulterra, по-этрусски Велатри — Velathri, Влатри — Vlathri). На трёх монетах из Вольтерры, датируемых 3 — 2 вв. до н.э., изображён Culśanś в виде молодого безбородого двуликого мужчины.

Помимо надписи на ноге бронзовой статуэтки Кулсанса из Кортона, ещё одно известное упоминание имени бога Culśanś в дарственной надписи из Фиренцуола (Firenzuola «маленькая Флоренция»). Надпись с посвящением богу Кулсанс начертана на табличке и принесена в храм, как вотивный дар, то есть дар по обету.

Терракотовый бюст двуликого бородатого бога Culśanś из Вульчи датируется 2 веком до н.э., изображён подобно римскому  двуликому Янусу.

Сокращенная надпись на Бронзовой печени из Пьяченцы «Cvl alp», может означать «Culśanś бог», но также может относиться к Culśu. На бронзовой «печени из Пьяченцы» начертаны имена 28 этрусских божеств. 16 отделов, отмеченных на печени, соответствуют отдельной области неба. Ван дер Меер утверждает, что вероятно, надпись «Cvl» на печени является аббревиатурой от Culśu, потому что в область Сатурна, где расположена эта надпись, включает несколько божеств, связанных с подземным миром. Известно, что богиня Кулсу (Culśu) является божеством подземного мира. Есть несколько дополнительных надписей, которые включают корень –cul / -cvl, но это вероятные имена.

Янус

Многие этрусские учёные не решаются полностью приравнивать этрусских богов к другим богам в других культурах. Этрусские божества редко бывают точными эквивалентами греческого или римского богов. Следует использовать этрусские формы имени богов, чтобы избежать путаницы и  необоснованных предположений. Хотя мифы и иконография часто мигрируют из одной культуры в другую, значение и коннотации, связанные с этими мифологическими образами, могут быть радикально изменены в соответствии с потребностями другой культуры, которая их принимает. Тем не менее, учёные проводят несколько сравнений между Culśanś и другими не этрусскими божествами.

Гетце, считает, что этимологию имени Culśanś можно определить из корня, означающего «наблюдать, видеть или следить», возможно, схож с другими двуликими богами-стражей, пришедших из Вавилона, хотя он указывает, что нет двух одинаковых богов, которые бы точно совпадали.

3 – 2 тысячелетие до н.э. Двуглавый орёл. Бактрия и Магдиана- средний Иран

Саймон утверждает, что иконография двуликих божеств изначально пришла с Востока, где возникла в архаический период , возможно, через протомы — изображение передней части тела животного или мифологического существа: быка, коня, оленя или сфинкса, грифона.

Стоглазый Аргус

Маггиани видит параллель между Кулсансом и греческим божеством Аргосом (или Арг др.-греч. Ἄργος), по прозвищу «Всевидящий« и «Многоглазый», которого богиня Гера поставила сторожевым псом над Ио после того, как Ио была превращена в корову. Аргоса часто изображают как многоглазое существо, но иногда его изображали, как пса с двумя головами. Маггиани видит в этом двуглавом бессонном стороже возможную параллель с Кулсансом (Culśanś).

У Макробия в «Сатурналиях» приведено следующее толкование мифа: «в этом рассказе Аргус — это небосвод, усеянный блеском звёзд, в которых заключается, кажется, какой-то образ небесных глаз. …Так вот, этот круговорот неба, украшенный огнями звёзд, тогда считается погубленным Меркурием, когда Солнце в дневное время, затмевая звёзды, как бы уничтожает [их], силой своего света отнимая у смертных их созерцание»

Боги времени у этрусков
Этрусская богиня Ванф

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*