Среда , 27 Октябрь 2021
Домой / Античное Средиземноморье / Этрусские прорицатели

Этрусские прорицатели

дам-Etruscan, Cerveteri- 4 в. до н.э.

   Вегойя — нимфа-пророчица этрусской мифологии, стала злым гением этрусков. Она предрекла восемь веков их существования, что сказалось на сопротивляемости этрусков римской военной экспансии. Ожидание конца своей страны и народа не могло не влиять на боевой дух воинов, тем более что всеобщая гибель и поражение были давно предсказаны.

Считалось, что Вегойя (Бегойя)  обучила этрусков некоторым ритуальным правилам и сообщила людям принципы измерения и способ отмечать границы полей. Её откровения якобы хранились вместе с Сивиллиными книгами – таинственным кодексом, авторство которого приписывалось Кумской сивилле, – в храме Юпитера Капитолийского, а во времена правления Августа – в храме Аполлона на Палатине в Риме.
боги-авгуры-этруск см. на пролет. птиц-500-480 гг. До н.э.Этрусские жрецы были предсказателями и пророками. Они делились на авгуров и гаруспиков.

Авгуры гадали по полёту птиц, а гаруспики гадали по печени и внутренностям жертвенных животных. В этрусском Тарквинии проживала община авгуров и гаруспиков — 60 человек.

Этруски, как свидетельствуют надписи, использовали несколько слов: капен — capen, мару — maru, яснев — eisnev, хатренку — hatrencu (ЯТренку -жрица).

Augur или auspex означало прорицатель, предсказывающий будущее по полёту и поведению птиц, но со временем, как и греческое οἰωνός — онос — предзнаменование, стало применяться в более широком смысле: его искусство называлось augurium или auspicium. Плутарх сообщает, что предзнаменования изначально назывались ауспициями (auspices, от гл. auspicari) .

Плутарха утверждает, что с древних времён римляне перед вступлением в брак, советовались с прорицателем, который назывался ауспексами, а не авгуром. Видимо, есть различие между словами auspicium и augurium, хотя они часто применяются к одним и тем же знакам, приметам, используемым для предсказания. Римляне заменили этрусское слово на augur на латинское auspex для наблюдения — auspicium, а не этрусский термин augurium.

Авгур (augur, от гл. augurari) корень — aug — «видеть» (очи, оки), и то же самое, что и санскрит. akshi — очи, латинское oculus — окулос и немецкое auge, и окончание -ur. Таким образом, слово авгур — провидец, имеет этрусское происхождение и могло быть позаимствовано римлянами у этруссков, и введено в латинский язык вместе с этрусскими обрядами предсказаний.

Ауспекс (au-spex и au-ceps, от avis — видеть и корня spec или spic — говорить) Слово ауспиции — предсказание имело латинское или сабинское происхождение.

Присциан (I.6 §36) даёт auger и augeratus, как более древние формы augur и auguratus.
Авгуры сформировали коллегию предсказателей в Риме.

Все народы древности были твёрдо верили в то, что воля богов и грядущие события открываются людям с помощью определенных знамений, которые посылают боги в знак своей благосклонности. Среди аргументов стоиков есть мысль о том, что если есть боги, то они заботятся о людях, и должны посылать им знаки своей воли.
Все народы стремились познакомиться с волей богов различными способами, что породило бесчисленные виды гаданий.
Римляне научились у этрусков разгадывать значения необычных явлений природы — Prodigia; вместе с другими соседними народами римляне пытались узнать будущее, особенно во время войны, обращаясь к внутренностям жертв, а во времена опасности и трудностей они привыкли обращаться к Сивиллиным книгам, полученным ими от греков.

Цицерон, который сам был авгуром, в своей работе De Divinatione обращает внимание на разницу между auspicia и этрусской системой гадания, которые обращали внимание на полёт птиц как на знак божественной воли.
Римляне узнавали будущее от Юпитера, а птицы считались его вестниками. Ауспеки не давали римлянам никакой информации относительно хода будущих событий, они не сообщали людям, что должно случиться, а просто учили их, что им делать или не делать; они не назвали причину решения Юпитера, они просто объявили «да» или «нет».

Слова augurium и auspicium со временем стали использоваться для обозначения наблюдения за различными предсказывающими знаками, которые были разделены на пять видов: ex caelo — с неба, ex avibus — от птиц, ex tripudiis — от танцев, ex quadrupedibus — из клюквы, ex diris — от сказанного. Из них последних трёх не было у древних ауспеков — auspicia

1. Ex caelo — от неба — наблюдение за различными видами грома и молнии была первоначально этрусской, а не римской традицией. Плиний (Естественная история. II, 137—148), сообщает о том, что авгуры делят небо на шестнадцать секторов. Наблюдатель встает лицом к югу. Сектора слева от него, на востоке, благоприятные; те, что на западе, – неблагоприятные. Самое главное – заметить, из какой точки исходит молния и в какую точку она бьет. Право метать молнии имеют девять богов, но Юпитер может метать молнии трёх разных видов.

2. Ex avibus — от птиц. У римлян только несколько птиц могли предсказывать. Баснословные сказания о птицах. Птицы были разделены на два класса:
Oscines, те, которые давали предсказания пением или своим голосом, такие как ворон (corvus) давал благоприятное предзнаменование (auspicium ratum), когда появлялся справа и ворона (cornix), когда её видели на слева (Plaut.), а также сова (noctua) и курица (gallina).
Alites, те птицы, которые давали предсказания своим полётом — орёл (аквила — aquila) птица Юпитера (Jovis ales), и стервятник (vultur)

гаруспик-предсказатель-Калхас

Гаруспики — гадали по внутренностям, а искусство гадания по внутренностям животных называлось zich nethsrac.

Этимология слова «га-рус-пик» неясна и служила источником многих споров у античных авторов. Хотя первая часть слова явно представляет собой индоевропейский корень (санскрит: gava (go) – говорить на распев, go — торжественное песнопение). Первый элемент слова всегда считался чужеродным для латыни. Латиняне предполагали, что go —  связан с ассирийским «хар» – «печень», но такое толкование остается спорным.

Печень животного, принесенного в жертву богам, будучи вместилищем жизни, отражает состояние мира в момент жертвоприношения. Жрец находит на поверхности печени местоположение богов и в соответствии с конфигурацией частей, связанных с каждым богом, может предсказать будущее.

Религия этрусков была религией откровения, её знания были записаны в этрусских текстах — лат.«Etrusca Disciplina» — «Этрусские знания», на эти тексты ссылаются Валерий Максим и Марк Туллий Цицерон в эпоху поздней Римской республики. Pyrgi Таблицы Пирги

«Этрусские знания» — «Etrusca Disciplina» представляли собой свод правил гадания. Массимо Паллоттино разделил известные, но не сохранившиеся манускрипты «Этрусские знания»  на три группы:
1. «Книги Гаруспиков» — «Libri Haruspicini», формулирующие теорию и правила прорицания по внутренностям животных;
2. «Книга молний» — «Libri Fulgurales» — о прорицаниях по ударам молний;
3. «Книга ритуалов» — «Libri Rituales», в которые была включена «Книга судеб» — «Libri Fatales», описывающие правильные ритуалы основания городов и святилищ, осушения полей, формулирования законов и указов, измерения пространства и исчисления времени. «Libri Acherontici» касалась загробной жизни, и «Libri Ostentaria», правила для интерпретации предзнаменований.
 Откровения пророка Тагета были даны в «Книге Тагета» — «Libri Tagetici», которые включали «Libri Haruspicini» и «Libri Acherontici».

700 г. до Р. Х. Вульчи, Тоскана, чаша для косметики
Около 100 года до н.э. в Этрурии были написаны откровения нимфы-прорицательницы Вегойи — «Libri Vegoici» —«Книги Вегойи», которые включали «Libri Fulgurales» и часть «Libri Rituales» (Книга Ритуалов).

В «Libri Vegoici» -«Книге Вегойи» пророчица предсказала грядущий упадок этрусской нации в 8 веке до н.э. Это пророчество нимфы-прорицательницы Вегойи стало известно нам благодаря переводу этрусского текста пророчества на популярную латынь в 100 году до н.э.

В «Книгах Вегойи» была разработана целая система дивинаций (от лат. divinatio — предсказываю, предчувствую), даны истолкования знаков, предсказание будущего на основании интуиции, наблюдений за поведением птиц, гаруспики гадали по печени и по расположению внутренних органов животных, принесённых в жертву.

По тайным знакам, которые боги посылают людям, этрусские книги откровений учили авгуров и гаруспиков узнавать желания богов. Этруски полностью принимали таинственность желаний богов, они не пытались объяснить ни их действия, ни смысл.

«Etrusca Disciplina»- «Этрусские знания» представляли собой свод правил гадания. М. Паллоттино называет «Etrusca Disciplina» религиозной и политической «конституцией», дающей возможность спрашивать об этом у богов и получать от них ответы.

С нимфой-пророчицей Вегойя — Vegoia связана богиня пророчестваЛаса Векувья — Lhasa Vecuvia (вековая — ведунья)

 Этрусское божество Ласа (во множественном числе Lasas — Ласас), иногда мужчины, но чаще женщины, формировали свиту и сопровождали богиню Туран.

Имя нимфы-пророчицы Вегойя — Vegoia от PIE корня * weg- «быть сильным, быть живым»,* weg-yo-  = «вещунья«, ЯГА; Old High German hag — Яга, корга, ведьма; * hægge — Яга, корга; средневерхненемецкого hęcse — Яга, ведьма; древневерхненемецкий hāzus, hāzissa, hagzussa, hāzussa, hagazussa, hāzessa — Яга, Ягуся, ведьма; Anglo-Saxon hœg — Яга, колдунья; В древнегреческом языке нет слова * hagga, современное английское ‘hag’ — большая загадка! Gothic weihs — священный;  англо-саксонское Wicce — колдун, волхв, wicca —  «волхва, колдунья, ясновидящая, предсказательница»; wiccian — колдовать; протогерманский wikken, wicken — колдовать; wikker, wicker — прорицатель; wikkjaz — «тот, кто будит мёртвых»,«некромант», Old English wigle — гадание, wig — идол; англ. witch — ведьма, от сербского вjештица —  вещунья.

На санскрите: вивека — viveka — истинное знание, правильное суждение, способность различать реальные свойства вещей; Веданта — Vedanta — способность отделять невидимый Дух от видимого мира, или дух от материи, истину от неправды, реальность от иллюзии.

 ВЕЩИЕ слова вещать и ведать (ведети) одного происхождения, от корня санскрита: vid (настоящ. вр. vedmi) —ведать, знать; vedajami —ведаю, знаю, учу вас; vida, vidya, veda, vitti — знание, vidita, vidvas, vettar — мудрый, готс. vitan, англос. witan, скан. vita, др.-нем. wizan, др.-прус. waist — знать. Если станем рассматривать слова, образовавшиеся у славян от корня вед ( = вет, вит, вещ), то увидим, что они заключают в себе понятия предвидения, прорицаний, сверхъестественного знания, волшебства, врачевания и суда— понятия, тесная связь которых объясняется из древнейших представлений арийского племени. Вече (вечать вместо вещать) — народное собрание, суд; вещба — не только «чарования и поэзия», но имело ещё юридический смысл, как это видно из чешской песни о Суде Любуши: vyucene vescbam vitiezovym” — edoctae scientias judiciales; vitiez, следовательно, — судья (в рус. витязь — сильный, могучий герой); сравни нем. vitzig — судья. Укажем юридические термины: ответчик, завещание, повет — область, подлежащая ведомству известного суда; ведаться — судиться (“ведаться судом”), а в Орловск. губ. — кидать жребий, который в старину имел религиозно-судебное значение.

Вешчбы — предсказания, а вештец ~ «вещающий по наитию свыше, по внушению богов»; у сербов вjештиназнание, вjeштaн и вjештица — вещун, вещунья, у нас: ведун (ведьмак) и ведьма, или синоним: знахарь и знахарка (знахарица, от знать); ведовство и ветьство — волшебство. Ведун и ведьма имеют ещё другую форму вещун и вещунья (вещица) — колдун и колдунья, и таким образом являются однозначительными с словами пророк и прорицатель (от реку, речь,); пред-вещать— предсказывать, вития (=ве-дий), вещий— мудрый, проницательный, хитрый, знающий чары.

Этрусская богиня Вейя
Этрусская мифология

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*