Пятница , 17 Сентябрь 2021
Домой / Мир средневековья / Этническая история цыган

Этническая история цыган

А.В. Черных. Этническая история цыган.

В ПОИСКАХ ЦЫГАНСКОЙ ПРАРОДИНЫ.

Прародина цыган — Индия. Об этом знают этнографы, историки и сами цыгане. Открытие этого научного факта относится к середине ХVIII века.

Почему предки цыган покинули свою прародину?

О том, когда предки цыган покинули Индию, учёные спорят до настоящего времени. Одни авторы называют V век, другие — Х век.Российские цыганологи Е.Друц и А.Гесслер утверждают, что исход цыган из Индии продолжался около тысячи лет, а его кульминация пришлась на рубеж первого и второго тысячелетий, а отдельные волны миграции продолжались и в последующее время.6 Причины, вызвавшие миграции, исследователи связывают с междоусобными войнами, постоянными набегами мусульманских завоевателей.

Какой народ отправился в далекое кочевье?

Этнографы по-разному отвечают на этот вопрос. Одни считают цыган потомками не одной, а многих индийских народностей. Другие, как, например, Е.Друц и А.Гесслер, отмечают, что цыгане — потомки индийской касты «дом», покинувшие некогда свою родину. Эта каста и сейчас существует в Индии, её представители ведут полукочевой образ жизни, занимаются кузнечным делом и другими ремеслами, а также пением и танцами. Каста относится к низшим слоям индийского общества.

Н.Деметр, Н.Бессонов… не соглашаются с данной точкой зрения и считают, что предки цыган занимали среднее положение в кастовой иерархии. Исследуя уклад цыган, они пришли к выводу о том, что при дворах индийских князей была особая социальная прослойка, представители которой развлекали их музыкой и танцами, а также были заняты по хозяйству, занимались ремеслами, что объясняет тягу цыган к золоту и украшениям, кочевому образу жизни.

Путь цыган.

Путь, который прошли цыгане, реконструируется учёными сегодня так: «Из Индии они двинулись через территорию современных Ирана, Афганистана и Армении. Цыгане, осевшие в Средней Азии, Армении, Персии, составили основу существующих до настоящего времени этнографических групп цыган этого региона (мугат, карачи, боша и др.). Далее произошло разделение, часть цыган двинулась в сторону Палестины и Египта, где и осталась, часть направилась… на территорию Византии».

Цыганские легенды.

Практически все в цыганском таборе знают об Индии как родине своих далеких предков. сохранились в таборе и более древние «свои» предания и легенды о происхождении цыганского народа. Вот лишь некоторые из них, которые нам удалось записать.

Легенда о том, как появились на свете разные народы, почему они отличатся друг от друга, известно такое предание:

«Раньше на земле не было разных народов. И привел Бог людей в свой сад Эдем. А там росли разные деревья, и груши, и сливы, и яблоки. И каждый пошёл к тому дереву, которое ему понравилось. Так и пошли разные народы, кто какой фрукт съел. Цыганка пошла и скушала себе одну сливу. Так и пошли наши родители от сливы. Она не пошла, где яблочки, где груши, а пошла, где сливы, так и пошли цыгане. Татары ели горох. Когда кушали горох, они говорили: “Помогает Бог. Сколько гороху растёт, столько чтоб людям было здоровье”. Узбек скушал маслину, чёрную, сочную. Они и теперь черненькие такие, как маслина у них лицо. Русские яблоки съели. Пошла, видит, красивое яблоко висит на ветке, пошла и съела его. И, правда, русские яблоки любят. А евреи пошли туда, где груши. А груши, знаешь, они такие длинные, как нос. Нос и длинный у евреев, как груша. Румыны, они красивые, красивей нету, они как виноград красивые. У них раньше тоже были брички. Они ехали и смотрят: это яблоко, это груша, это прошли, а где виноград — остановились, взяли себе по две-три веточки, покушали, вот такие стали красивые, симпатичные, друг друга красивее. А болгары ели абрикос, они тоже красивые. А цыгане пошли на сливу. Первая девка была, ей года три-четыре было, она сливу съела, одну, другую, третью, поэтому цыгане такие смугленькие, как слива. Так и пошли цыгане молдавские и всесоюзные от сливы».

Ответ на вопрос о том, почему цыгане кочуют, почему у них нет своей земли, находим в старинной цыганской легенде:

«Есть легенда такая, что Бог им не дал земли. Бог, когда землю делил, забыл про цыган. И один цыган пошёл к Богу со слезами на глазах и сказал: “Почему ты, Бог, так со мной поступил, ты всем землю дал, а мне не дал?” То Бог сказал на это: “Я тебе дам ум, чтобы ты жил своим умом, хитростью. И чтобы этим добывал свой кусок хлеба. И весь мир будет у ног твоих. И ты будешь добывать свой кусок хлеба своим умом и хитростью, будешь выживать везде, куда бы ты не пришёл”».

Другая цыганская легенда объясняет, почему цыганам разрешено обманывать:

«Бог разрешил цыганам обманывать. Когда Иисуса Христа понесли на распятье, тогда цыган украл гвоздь, последний гвоздь, которым хотели пробить сердце. И цыган украл этот гвоздь. Когда его спросили, сказал: “Ей Богу, не брал!“. Взял и проглотил этот гвоздь. И тем самым немножко продлил жизнь Иисусу Христу. Ему опять Бог сказал, что будешь жить своей хитростью. От этого хитрость появилась у цыган. Есть такая легенда, что именно Бог нам придумал так, чтоб наш народ гадал, чтоб своим умом мы жили, своей хитростью». Эта легенда в разных вариантах широко распространена не только среди цыган, но и у других народов.

 

Христианский собор Святой Софии в Константинополе, столице Византии

ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД

Появление цыган в Византии историки относят к ХII — ХIII векам. Встречается и более ранняя дата — ХI век. В Византии цыгане задержались достаточно долго, прежде чем двинуться дальше — в сторону Восточной и Западной Европы.

Византийский период цыганской истории, как считают историки, был достаточно значимым для этноса. Исследователи цыганской этнической истории утверждают, что формирование цыган как народа произошло именно в Византии, где они пребывали около трехсот лет, и завершилось к началу ХV века.11

В немногочисленных сохранившихся исторических источниках упоминается о таких занятиях цыган, как гадание и дрессировка животных (заклинание змей и вождение медведя), изготовление решет и сит, кузнечное дело. Именно в Византии цыгане познакомились с христианством. В одном из источников ХIV веке читаем: «Эти люди… придерживались обрядов греческой православной церкви».12 Христианство стало основной религией большинства этнографических групп цыган Западной и Восточной Европы.

Греческий язык оказал заметное влияние на цыганский язык: были заимствованы десятки слов, некоторые формы словообразования. От греческого слова «антсинганос» произошло и русское название народа — цыгане.13 Поговорка: «Οι τσιγγάνοι φροντίζουν τους δικούς τους» — «Цыгане позаботятся сами о себе»

Происхождение этнонима рома исследователи также связывают с византийским периодом цыганской истории.14 Некоторые цыганологи считают, что и гаданию цыганки научились именно в Византии, где в то время были достаточно сильны суеверия , вера в возможность предсказания судьбы.15

Начало ХV века отмечено экспансией мусульман и 1453 году падение Константинополя, в результате территория Византийской империи стала сокращаться, увеличилась численность цыганского населения, что, по-видимому, и послужило причинами «великого цыганского похода» в Западную Европу, начавшегося в 1417 году .

Как цыгане расходились по всему миру, представить довольно сложно. Однако, наверное, в каждом таборе сохранились свои предания, в которых раскрывается цыганская история. Есть такие и у пермских цыган-кэлдэраров. Вот одно из них, рассказанное Гранчо Додовичем Буцо (1941 г.р.):

«У моего деда было шестеро братовей. От одного брата табор находится в России, а остальные разошлись по всему миру ещё во времена революции и до войны. Перед войной вот такой случай был, я от отца слышал. Вышел в таборе спорный вопрос, поспорили, может, из-за невестки, поругались, мелочное дело. И они решили на время разойтись, думали на неделю, на месяц, может, на две недели. А получилось так, что разошлись очень далеко. Одни оказались в России, а другие — за границей. После войны уже венгерские цыгане сказали нам, что наша родня выехала на пароходе в Америку. Но мы о них ничего не знали. И вот только недавно наши цыгане из Пензы ездили в Аргентину. Так получилось, что у пензенских цыган (тоже кэлдэрары), родня живёт в Аргентине. Из Аргентины в Пензу цыгане приезжали, сказали, что в Аргентине живёт и наша родня. Там моего отца двоюродный брат, его дети живут. У нас у каждого табора прозвище есть. Мы рода рувони (от цыганского рув — волк). Вот у нашего рода в Перми табор и в Аргентине».

ИСТОРИЯ ЦЫГАН ПОСЛЕ ХV ВЕКА

Переселившиеся в Западную Европу цыгане составили основу современных этнографических групп цыганского населения (кале, трэвэлс, синти, польска рома), проживающих в Англии, Германии, Франции, Польше и других странах. От западноевропейской ветви ведёт своё происхождение особая этнографическая группа — русские цыгане.

Однако не все цыгане в начале ХV века покинули территорию Византии. Значительная их часть продолжала проживать в греческих областях, где впоследствии сложились этнографические группы арлия, румелия, фичира, джамбаза.

Немало цыган оказалось и на сопредельных территориях: в Сербии, Албании, румынских и венгерских землях. Эти цыгане составили основу восточноевропейской ветви цыганского народа — этнографические группы сэрвы, влахуря, урсары, крымы, кишиневцы, ловаря, кэлдэрары и др. Они выступали с дрессированными животными, вели полукочевой образ жизни. Были среди цыган кузнецы, лудильщики, мясники, маляры, сапожники, сторожа, шерстобиты, скороходы, портные.16

Часть цыган, оказавшись под властью Османской империи, приняла ислам.

Тяжелым было положение цыган в зависимых от Османской империи Молдавском и Волошском княжествах. Здесь с ХV века цыгане стали зависимым населением — рабами и крепостными, принадлежащими боярину, монастырю или государству. Согласно молдавскому Гражданскому кодексу до середины ХIХ века крепостным не разрешалось жениться на свободных, они могли вступать в брак только по разрешению хозяев, а могли быть и проданы. Только государственным крепостным позволялось вести кочевой образ жизни. С 1829 года, когда Молдавия и Валахия оказались под юрисдикцией России, начался постепенный процесс отмены крепостничества, что окончательно было закреплено в Конституции 1864 года.17

Цыгане, жившие на территории, подвластной империи Габсбургов (Венгрия, Сербия, Словакия), также испытывали давление со стороны местных властей, ставивших их вне закона. С конца ХVIII века в рамках ассимиляционной политики государства цыганам выдавались паспорта с новыми именами, предпринимались безуспешные попытки навязать цыганам оседлый образ жизни. Однако цыгане получили гражданские права и возможность «врастать» в общество.

Все эти события повлекли за собой так называемый «миграционный взрыв», в результате которого цыгане восточноевропейской ветви, прежде всего кэлдэрары в ХIХ веке стали покидать ареал формирования. Цыганские таборы кэлдэраров, изготовители больших котлов, появились в Западной Европе, Польше, России и других странах.18

В результате сложной этнической истории сформировались разные этнографические группы цыганского народа, каждую из которых отличает особый диалект, вероисповедание, занятия, свой уклад жизни ( в то числе пища, утварь, жилище), традиционный костюм, мировоззрение. Многие этнокультурные особенности той или иной этнографической группы обусловлены фактором взаимодействия цыган с местным населением.

Из полевых наблюдений

При проведении опросов мы были удивлены насколько хорошо пермские цыгане осведомлены о других этнографических группах цыган. Нам рассказывали об отличиях языка, быта, занятий, «законов». Пермским молдавским цыганам известны такие этнографические группы, как русские цыгане лаеци (так молдавские цыгане называют русских цыган), крымы (крымские цыгане), ловари, влахури, плащуны, сэрвы, то есть практически все группы, которые населяют Россию.

Молдавские цыгане и считают, что в их языке русских цыган много слов, заимствованных из русского языка, отличается от диалекта молдавских цыган и произношение отдельных звуков и слов. Отмечается также, что лаеци в России больше и расселены они практически по всей стране: «В любом районе можно встретить русских цыган, пусть немного, но две-три семьи есть, даже на Крайнем Севере».

В отличие от русских и молдавских цыган, крымы исповедуют ислам, поэтому их быт заметно отличается от быта цыган русских и молдавских. Крымские цыгане строго придерживаются старых «законов». Молдавские цыгане отмечают, что у русских цыган меньше сохранились старые традиции. Например, женщины уже давно отказались от традиционного костюма, ходят в платьях.

ЦЫГАНЕ В РОССИИ И В ПРИКАМЬЕ

Этнографические группы цыган разными путями и в разное время проникали на территорию России. Вопрос о времени появления цыган в России всегда вызывал затруднения у исследователей. Границы Российского государства в разные периоды его истории изменялись. Часто на присоединенных территориях уже проживали цыгане, поселившиеся там до того, как они вошли в состав Российской империи.

В Россию цыгане пришли в конце XVII века, но первый указ, который бы регламентировал их проживание на территории Российской Империи был лишь в 1733 г.

13 сентября 1733 г. состоялся сенатский указ О дозволении цыганам жить для прокормления в Ингерманландец до указа и о включении их в подушную перепись.

Как видно из этого указа, цыгане явились в Ингерманландец без разрешения, и если им и позволили жить, то условно до указа, но, как обыкновенно случается, условное разрешение не отменялось, и цыгане продолжали свою кочевую жизнь, не подчиняясь тем указам, с помощью которых из этого бродячего племени хотели сделать оседлых землепашцев.

Особенно много цыган стало переселяться на территорию Российской Империи в первой половине 19 века особенно после 1812 г. Причем в основном цыгане переселялись в Европейскую часть России из Польши и Германии. При переселении они заполняли «опросные листы», в которых сообщали сведения о своей жизни. Как правило они плохо разбирались в географии и не могли толком сообщить где кочевал их табор, но при этом все сообщали что они по вере православные (!)

К 30-х гг. XIX века оказалось что на территории Европейской России цыгане жили как на помещичьей земле и являлись «помещичьими крестьянами» (!), в городах и в казенных селениях. Но как правило помещики жаловались властям, что цыгане не хотят быть земледельцами, и просили власти избавить их от цыган. Жаловалось и городское начальство, поэтому 13 марта 1839 г. был принят указ, который предписывал переселять цыган в казенные селения и приписывать их к государственным крестьянам.

Сегодня в России можно встретить цыган не только из самых больших этнографических групп — русские цыгане (самоназвание — русска рома) и кэлдэрары (котляры), но и цыган, выходцев из среднеазиатских районов и Закавказья, малороссийских цыган (сэрвы), крымских цыган, цыган-влахов, ловари, кишиневцев и др. История появления в России каждой этнографической группы имеет свои особенности, изучение которых составило бы предмет отдельного исследования. Мы остановимся лишь на тех исторических событиях, которые привели в Россию цыган этнографических групп русская рома, крымские цыгане и кэлдэрары.

Русские цыгане — русска рома

Русские цыгане — русска рома — одна из этнографических групп цыган западноевропейской ветви. В Россию они пришли в конце ХVII века. В одном из источников того времени можно прочитать: «Цыганы есть люди в Польши, а поидоша от немец…».19 Так обозначен тот путь, которым пришли цыгане в Россию. О местах их былого пребывания говорит и множество немецких и польских слов, встречающихся в языке русских цыган.

Уже на территории России из пришлых цыган сформировалась особая этнографическая группа — русские цыгане — это одна из самых больших этногрупп цыган России. Однако и они не однородны, а состоят из нескольких региональных подгрупп: сибиряки, смоленска рома... и др.

В России русские цыгане вели полукочевой образ жизни. В летнее время совершали переезды, кочевали, а на зиму останавливались в русских деревнях, где снимали избы. Русские цыгане по вероисповеданию православные.

Традиционные занятия русских цыган — это торговля и мена лошадей, попрошайничество, гадания, конокрадство. Именно русские цыгане в начале ХIХ века в Москве составили основу цыганских хоров, столь популярных в России.

Крымские цыгане

Крымские цыгане (кырымитика рома) получили своё название от места проживания — Крыма, куда они переселились с Балкан. Учёные считают, что в прошлом крымские цыгане были христианами, но, скорее всего уже на Балканах, приняли ислам. Инокультурное окружение сказалось на культуре крымских цыган, они свободно владеют татарским языком, множество заимствованных татарских слов отмечено и в их языке.

Традиционными занятиями крымских цыган этой группы стало кузнечное и ювелирное дело. Были среди них также музыканты, извозчики, торговцы лошадьми. Наряду с гаданием цыганки занимались торговлей косметикой. В составе Российской империи крымские цыгане оказались со времени присоединения Крыма .8 (19) апреля 1783 года.20

Кэлдеры.

Цыгане третьей этнографической группы — кэлдэрары (котельщики) появились в России только в ХIХ. веке. Местом их формирования и проживания до середины ХIХ века были румынские земли. Первые кэлдэрарские таборы проникли в Россию в 70-е гг. ХIХ века из Молдавии, где проживало немало цыган этой группы. Особенно мощная волна их переселения пришлась на рубеж конца ХIХ — начала ХХ века.

Среди пермских цыган группы кэлдэрары (котельщики) также сохранилось немало преданий о времени переселения того или иного табора в Россию. По рассказам старейшей жительницы цыганского табора Замбилы Георгиевны Кулай (1914 г.р.), из Молдавии табор её отца пришел в Россию в 1923 г. Гранчо Додович Буцо (1941 г.р.) вспоминает, со слов родителей, что один из таборов рода рувони пришел в Россию из Молдавии в 1930 году и долгое время кочевал на территории Малоруссии, Белоруссии и Западной России.

Традиционным занятием у мужчин было ремесло — изготовление и лужение котлов, у женщин — гадание. Сегодня цыгане-кэлдэрары проживают во многих городах и областях России: Ленинграде, Туле, Москве, Екатеринбурге, Уфе, Ижевске, Иркутске, Тюмени, Пензе, Казани и др.

Цыгане в СССР

Важным и исключительно сложным этапом в истории цыган России был советский период. С одной стороны, правительство ещё в предвоенный период предпринимает ряд мер, направленных на социально-экономическое и культурное развитие цыганского населения России. Были приняты указы о первоочередном наделении цыган землей, о содействии в переходе к оседлому образу жизни, о создании цыганских артелей. Появилась литература на цыганском языке. Однако к концу 1930 годов все эти начинания были сведены на нет.

С другой стороны, был разрушен традиционный уклад цыганского обеспечения, исчезли многие источники цыганского существования. Занятия ремеслом, торговлей, гаданием противоречили «советскому образу жизни». Идеологическое давление и обнищание населения не позволяли цыганам взаимодействовать с населением так же, как в дореволюционной России. Репрессии 1930-х годов не обошли и цыганское население, обвинявшегося в шпионаже, вредительстве, контрреволюции. Крымские цыгане разделили судьбу крымских татар и были выселены с территории традиционного проживания.21

Несмотря на сложную ситуацию, цыгане нашли своё место в советском обществе. Вплоть до 1970-80-х годов цыганское ремесло и торговля продолжали быть востребованными в Советском Союзе на фоне дефицита товаров народного потребления.

Особенно значимым для кочевых цыган России было Постановление Совета Министров РСФСР №685 от 20 октября 1956 г. «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Оно предусматривало суровые наказания, вплоть до лишения свободы на 5 лет, за кочевой образ жизни цыганского населения. В результате практически все группы цыган перешли на оседлый образ жизни.22

Цыгане в Западной Европе

Исследователи полагают, что потомки сегодняшних цыган в Западной Европе начали своё массовое переселение на запад из-за воин в Пенджабе, между 1001 и 1026 годами, поскольку им пообещали поощрения в кастовом статусе. Позже они сбежать после падения индуистских королевств на территории Пакистана.

Цыгане, живущие в Великобритании и Европе, происходят от «далитов» или низшей касты «неприкасаемых», делающих самую грязную работу, которые мигрировали из Индийского субконтинента 1400 лет назад, как показывают генетические исследования. Мужская линия цыган Европы известна как гаплогруппа H1a1a-M82.

Массовое переселение в Северную Африку и Европу предполагает, что они, возможно, были ранними беженцами от распространения Ислама на индийском субконтиненте. Цыгане по натуре путешественники, и дорога была их домом. Они нигде не задерживались и всегда были готовы двигаться дальше.

Англичане традиционно называли цыган Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы — gitanos (также от Egiptanos — «египтяне»), французы — bohémiens («богемцы», «чехи»), gitans (искажённое исп. gitanos) или tsiganes (заимствование от греч. τσιγγάνοι, цингани), немцы — Zigeuner, итальянцы — zingari, голландцы — zigeuners, венгры — cigány или fáraók népe («фараоново племя»), крымские татары — çingene, азербайджанцы — qaraçılar («чёрные»), грузины — ბოშები (бошеби), мингрелы — ჩაჩანეფი (чачанефи), армяне — Գնչուներ (гнчунер), боша, финны — mustalaiset («чёрные»), казахи — долы, сығандар, узбеки — люли, сигонлар, баски — erromintxela, ijitoak; албанцы — jevgjit («египтяне»); евреи — ‏צוענים‏‎ (цо’ани́м, от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте); персы — کولی (коли́); литовцы — čigonai; латыши — čigāni; болгары — цигани; эстонцы — mustlased (от эст. must — чёрный). В настоящее время всё большее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, рома́ (англ. Roma, чеш. Romové, фин. romanit и др.).

Цыгане впервые были замечены в Великобритании приблизительно в 1500 году и приобрели репутацию странствующих ремесленников, торговцев и лошадиных барышников.

Цыганские группы в Великобритании прослеживают свои корни сначала из Египта – где, как они полагают, появилось название «цыгане» – и, до этого, из Индии. На ранних фотографиях британских цыган, сделанных 100 лет назад, видны индийские черты лица и стиль одежды, что подтвердило индийское происхождение британских и европейских цыган.

Молодая цыганская пара, 1890

Тест ДНК-генеалогии на определение Y-гаплогруппы позволяет установить генетическое родство цыган. В цыганской среде обнаружены носители общих предков гаплогруппы R1a-Z280, R1b1b2a1

Испанские цыгане. Художник Francisco Iturrino

Тесты цыган выявили, что в цыганское сообщество были значительные вливания соседних народов не индоарийского происхождения, что доказывается наличием среди них присутствуют Y-гаплогруппы южноазиатского происхождения – E1b1b1, I2a, H, L, R2 и т. п.

Примечания***

1. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.
2. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.11.
3. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.
4. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.11-12; Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1892. №27. С. 427.
5. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.14.
6. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.5.
7. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.5.
8. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.14.
9. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.12.
10. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.13.
11. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000.. С.79.
12. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.17.
13. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.16.
14. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.17.
15. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.18.
16. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.43.
17. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.44-48.
18.Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000.. С.52.
19. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.24.
20. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С. 106-109.
21. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391; Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.196- 209.
22. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391.
23. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: Очерки этнокультурного развития в ХIХ — ХХ вв. С.36.

В Рязани впервые найдена берестяная грамота
Цыгане старой Малороссии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*