Четверг , 28 Март 2024
Домой / Мир средневековья / Экономические зоны Балтийского региона

Экономические зоны Балтийского региона

Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986

Йоахим Херрман.
Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона.

Торговый транспорт и структура товарооборота в экономике Балтики.

Экономические зоны Балтийского региона

 Различная удаленность торговых центров друг от друга и протяженность путей между ними обусловили выделение в Балтийском регионе нескольких зон, отличавшихся по интенсивности экономических связей и составу товарооборота. Можно выделить три основные экономические зоны, торговые и культурные связи внутри которых были достаточно стабильными.

1. Западнобалтийская зона: Дания (Ютландия и датские острова), Сконе, о. Эланд, южное побережье Балтики до устья Одера.

2. Южно- и среднебалтийская зона: побережье Балтики от устья Одера до устья Вислы, Сконе, о. Эланд, о. Готланд, Курляндский полуостров.

3. Восточнобалтийская зона: Средняя Швеция, о. Готланд, Аландские острова, побережье Финского залива (с выходом на Ладожское озеро и речные системы Русской равнины).

Потоки товаров, проходившие через каждую из этих торгово-экономических зон, несомненно, поступали и во все остальные; но в первую очередь это относится к ведущим, общерегиональным центрам каждой из зон, таким, как Ладога, Бирка, Хедебю, о. Готланд, Волин; при этом наибольшее распространение получали сравнительно легко транспортируемые категории импорта высокой ценности при небольшом объёме: бусы из полудрагоценных камней, янтаря и стекла, серебряные украшения, мечи и другое оружие.

Видимо, экономические зоны различались по уровню и принципам организации торговли. Многочисленные «чёпинги» — рыночные местечки Сконе204, вероятно, тесно были связаны с датскими островами и о. Рюген: в западнобалтийской зоне наряду с активностью крупных раннегородских центров большое значение, особенно для внутреннего товарооборота, имели и торговые поездки на ближние расстояния, предпринимавшиеся бондами южной Скандинавии, датских островов, Ютландии, равно как свободными общинниками у славян-вагров, ободритов, руян; во многом за счет этой локальной торговли осуществлялось и снабжение крупных центров. Сельское население их ближайшей округи должно было весьма деятельно участвовать в товарообороте, в переброске товаров с морских коммуникаций на речные, сухопутные, и наоборот. Отношения такого рода византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский в свое время наблюдал на Ла-Манше (IV,20): «На побережье, что лежит напротив Британии, имеется множество селений, обитатели которых кормятся рыболовством, земледелием и судоходством в Британию…» Нечто подобное, видимо, было характерно и для многих рядовых поселений западно- и южнобалтийской зоны.

35. Распространение полубрактеатов Хедебю во второй половине Х века.
Находки: 1. на поселениях, 2. в кладах, 3. в погребениях

Распространение археологических находок позволяет определить области преимущественного влияния тех или иных крупных торговых центров. Отмеченные в Фоссберге (Уседом), Дрансау и Ватернеферсдорфе (Плён) монеты полубрактеаты Хедебю (940-980 г.г.), во множестве проникали на западнославянские территории (илл. 35), отличавшихся от редких на южном побережье Балтики ранних «монет Хедебю» или «монет Бирки» начала IX века.205 Это позволяет выделить южнобалтийскую экономическую зону206 как область основного обращения этой монеты. Напротив, ранние клады арабского серебра, как и находки отдельных монет первой половины IX века, наиболее показательны для восточнобалтийской зоны. Арабское серебро поступало в сферу балтийской морской торговли в Бирку и на остров Готланд через Старую Ладогу, по Волжскому пути из Передней и Средней Азии.

Рерик и Хедебю в западнобалтийской экономической торговой зоне на раннем этапе использовали также каролингское серебряные монеты. Однако в IX веке, по-видимому, в связи со сравнительно меньшим значением шедшей через Рерик, а главным образом через Хедебю франко-фризской торговли, ослаблением разграбленных викингами торговых центров Фрисландии, поступление каролингской монеты на Балтику резко снижается.

Одновременно всё более активно используется южная морская трасса общерегионального для Балтики значения. Она проходила от Хедебю вдоль балтийского побережья через остров Рюген, Среднее Поморье, Самбию, Курляндию, в Ладогу и, как показывает большой монетный клад из Ральсвика на остров Рюген, где вместе с арабскими монетами найден обломок восточно-европейского браслета пермского «глазовского» типа, имела весьма важное значение для установления дальних связей между балтийскими экономическими зонами.

23. Серебряные шейные гривны — гнездовский клад.

Местные различия становятся менее заметными по мере распространения в качестве всеобщего платежного средства денежного серебра (монетного и весового), с первой трети IX века начинающего всё более стабильно поступать на Балтику из Восточной Европы.

Со второй половины IX века, на втором этапе развития балтийской экономики, утверждается относительно устойчивое экономическое единство, основанное на обращении арабского серебра, украшений и предметов широкого потребления.

Далее… Структура товарооборота балтийской торговли

Структура товарного оборота балтийской торговли
Проблемы навигации

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*