Среда , 21 Ноябрь 2018
Домой / Античное Средиземноморье / Египетский фараон Эхнатон и единобожие

Египетский фараон Эхнатон и единобожие

   Эхнатон (Аменхотеп IV) – фараон Древнего Египта, живший в период с 1375 по 1336 гг. до н.э., который правил Египтом с 1353 (или 1351) по 1335 (или 1334) гг. до н.э. Простому читателю, ранее не знакомому с именем Эхнатона, будут наверняка известны хотя бы следующие факты, связанные с этим фараоном:

  • его женой была известная Нефертити, чьи изображения до сих пор пленяют своей красотой;
  • его сыном был Тутанхамон, чья гробница сохранилась до нашего времени почти полностью сохранившейся;
  • он провёл в Египте грандиозную религиозную реформу — ввёл единобожие (монотеизм). Эхнатон попытался перевести египетское общество от многобожия к культу одного бога по имени Атон.

Ранние годы

Cын фараона Аменхотепа III и царицы Тейе с рождения получил имя Аменхотеп IV, и ещё в свои ранние годы он стал соправителем отца. В то время в Египте очень серьезную силу представляло жречество, почитающее целый пантеон различных египетских богов во главе с верховным богом Амоном-Ра. Став самостоятельным правителем после смерти отца, Аменхотеп IV первое время, видимо, также почитал Амона, на первых памятниках он изображен молящимся Амону-Ра. Однако вскоре  фараон Аменхотеп IV начал проводить религиозные реформы.

Единобожие в древнем Египте — культ бога Атона.

Причины, заставившие нового фараона ввести монотеизм (единобожие) в древнем Египте, в точности неизвестны, однако, можно выдвинуть несколько версий. В то время народы Египта почитали великое множество богов, каждый город мог поклоняться своему божеству. Посредниками между людьми и многочисленными богами служили очень влиятельные жрецы, замена всего пантеона богов на одного, единого для всех бога, могла ослабить власть жрецов и усилить власть фараона Аменхотепа IV, как проводника новой религии единобожия. Введение в стране единобожия (монотеизма) могло объединить народ и усилить государство. 

На третий год своего правления новый фараон Аменхотеп IV начал строить в Фивах храм в честь малоизвестного тогда бога Атона, олицетворяющего солнечный диск.    

Бог Атон изображался в виде человека с головой сокола, увенчанный солнечным кругом.

На пятом году своего правления Аменхотеп IV изменил своё прежнее имя, переводящееся как «Амон доволен». Себя фараон Аменхотеп IV объявил сыном бога Солнца – ЭхнАтоном —  «живой дух Атона».

Имена его ближайших родственников также были изменены. Главная жена фараона загадочная Нефертити получила новое имя «Нефер-Неферу-Атон Неферт-ити»  (др.-егип. Nfr-nfrw-Jtn-Nfr.t-jty), что означает —  «Прекраснейшая из красавиц Атона. Красавица пришла». Учёные считают слово «Ити» — «пришла» в её имени свидетельствует о том, что царица Нефертити была чужестранкой, достигшей вершин власти. Нефертити пришла из другой страны и получила имя «Красавица пришла» — «Неферт-ити». Будущая царица родилась примерно в 1370 году до н. э. в Митаннийском царстве. 

Нефертити не была по рождению египтянкой, она была белокожей и принадлежала индоевропейской группе жителей древнего царства Митанни, расположенного в Малой Азии.

Лингвист Трубачёв считает самоназвание приазовских индоарийских меотов в эпиграфическом: МАIТАI, в названии хуррито-арийского государства на севере Месопотамии Митанни, точнее Маitanni (maita-«меоты” + хурритский формант -nni), и утверждает, что приазовские меоты участвовали в создании митаннийской государственности.

Какой была новая религия Эхнатона?

В мае 2002 года группа историков, работающая в Британском музее, неожиданно обнаружила, не изученный ранее свиток, датированный 1000-ным годом до нашей эры, на котором была написанная молитва, повторяющая почти слово в слово  православную молитву «Отче Наш». Но как это возможно иоткуда столько совпадений? Повидимому, в монотоистической религии египетского фараона Эхнатона лежат истоки христианства, в то время ещё не существовавшего. В ходе дальнейшего исследований выяснилось, что в руки историкам попала «молитва слепого», написанная по легенде фараоном Эхнатоном.


Вот она, так называемая «Молитва Эхнатона», известна также как «Молитва Слепого», древнеегипетский текст почти полностью повторяет христианскую молитву «Отче Наш»:

Отче Наш, неведомый, но сущий,
Да святится имя нам Твоё,
Пусть придёт Закон Твой, свет дающий,
Миру звёзд, и в наше бытие.
В этот день ты накорми нас хлебом,
И прости нам смертные долги,
Как и мы прощаем перед Небом,
От соблазна и от зла обереги.

Соответствие текста египетской молитвы с христианской молитвой настолько поразительно, что не вызывает сомнение, что это один и тот же текст.

«Аминь» может произноситься как «Амэн», «Амон» или «Амун», и в латинском «Омне», происходят из санскрита. В славянскую корневую основу,  как и в еврейский или греческий язык вошли слово «аминь» («аллилуйя»),  изначально оно появилось в ведическом санскритеoM = AM, и означало слово торжественного подтверждения и уважительного согласия, иногда переводимого, как «да». Слово Amen — Аминь помещено в начале большинства индусских произведений, и оно означает священное восклицание в начале и в конце чтения Вед, или другой молитвы. Слово oM = AM и Amen — Аминь также рассматривается как частица благоприятного приветствия, которое означает «Радуйся!».  Первоначально слово oM = AM состояло из трёх звуков {a}, {u}, {m}  — это сакральное имя триады индуизма и представляет собой единое воплощение трёх богов, {a} — Vishnu — Вишну, {u} — Siva -Шива, {m} — Brahma — Брахма.

Дальнейшие исследования открыли историкам ещё боле удивительные факты. В древнеегипетских письменах они обнаружили множество параллелей с библейскими текстами. В качестве примера историки приводят отрывок в котором объясняется понятие «божественного супружеского союза». В египетском тексте, датированном примерно 550 годом до Рождества Христова, есть так называемый «Миф Сатни», рассказывающий, по сути, библейскую легенду появления на свет Спасителя.
«Тень Бога предстала перед Махитускет, и объявила: будет у тебя сын и назван он будет Са-Осирис!».

Подобный сюжет описывает и Евангелие от Луки. Деве Марии является архангел Гавриил, и сообщает, что ей суждено стать матерью Спасителя Мира.

И сказал ей ангел, — «Не бойся Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот родишь сына, и наречёшь Ему имя – Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего».

В Египетской мифологии божество Сет хочет убит младенца Гора. Его мать вынуждена бежать. Такой же рассказ встречается и в «Святом Писании» в Евангелии от Матвея, описывается бегство семьи Иисуса Христа в Египет, что бы избежать казни младенца от царя Ирода.

Немало сходных черт историки обнаружили в древних изображениях. В старинных папирусах, египетских барельефах и рисунках можно встретить изображение обряда крещения фараона в водах Нила. Подобные сюжеты встречаются и у христиан. Неужели египетские рукописи были первоисточником библейских текстов?

Совсем недавно учёные сумели перевести  миф о боге Себеке, божество с головой крокодила, упоминается в древнеегипетских текстах как сын богини Нейт. В древнем мире он выступает в качество одного из существ, которые появились из водного хаоса, и дали начало Миру. В древних сюжетах его изображают как божество, ходившее по воде, раздающее хлеб и рыбу, людям жившим в Фаюмском оазисе. Исследователи находят подобное подтверждение в Библии.  Являя чудо миру, Иисус Христос, ходил по воде, и  накормил 5000 человек 5 хлебами и 2 рыбами  (Мф.14:19). Подобное упоминание есть в трёх Евангелиях.

Имя египетского бога-младенца Гор-па-хред (Hor-pa-khred) сына Осириса и Изиды упомянуто в древнеегипетских Текстах пирамид, его культ достиг пика популярности во время Третьего периода царства, особенно в Александрии, где египтологи находят имя Гор-па-хред в иконографии. Впервые имя Гор-па-хред появляется в надписи на пирамиде египетского царя Меренра, правившего приблизительно в 2285—2279 годах до н. э.  В Александрийской триаде богов Гарпократ занял место Гора.

Harpocrates_Bronze_II

Древние египтяне изображали бога-младенца Гор-па-хреда (Hor-pa-khred) в виде ребёнка, держащего палец во рту, как и положено младенцу, и с бритой головой и традиционной мальчишеской косой на правой стороне головы. На многих изображениях египетский бог-младенец Гор-па-хред (Hor-pa-khred) находится в объятиях своей матери Исиды во время кормления. Изображение божественной матери Исиды, кормящей младенца была особенно почитаемым в коптской религии и считается, что вдохновила древних иконописцев на создание образа Пресвятой  Богородицы с младенцем Иисусом.

Культ древнеегипетского бога зимнего солнца Гор-па-хреда (Hor-pa-khred) вскоре был принят древними греками, позднее и римлянами, которые почитали его богом молчания, секретов и уединения, а Плутарх называл его воплощением надежды человечества.

В древней Греции и Древнем Риме божественного младенца называли богом молчания из-за неверного истолкования египетских статуй и изображений.  Бога-младенца Гор-па-хреда (Hor-pa-khred) изображали в виде голого ребёнка с детской косой на голове и пальцем правой руки во рту, что означало признаки детства. Древние греки не поняли этого условного знака и сделали бога-младенца Гарпократа богом молчания.

Гарпократ
Древнеегипетская триада богов «Изида, Осирис, Гарпократ», прошла сквозь призму греко-римских понятий, проникла на запад, особенно в Рим, и на берегах Тибра бог Гарпократ нашёл новое отечество, принеся с собой массу восточных суеверий, обычаев, обрядов. В римских мистериях бог Гарпократ являлся олицетворением Воскресения.

На землях Боспорского царства в древнем городе Тиритака, в южной части современной Керчи (Крым), археологам удалось найти хорошо сохранившуюся костяную статуэтку с многофигурной рельефной круговой композицией, датируемый I веком до н.э. Статуэтка представляет собой  обнаженного бога-младенца Гарпократа с рогом изобилия, двумя сатирами и гусем.


В египетских текстах пирамид, древнейшем произведении религиозной и заупокойной литературы Египта исследователи находят сюжеты, имеющие сходные черты с Библейскими сюжетами. Совсем недавно учёные сумели перевести миф о боге Себеке, божество с головой крокодила, упоминается в текстах как сын богини Нейт. В древнеегипетской мифологии бог Себек появились из водного хаоса, и дал начало Миру. В древнеегипетских сюжетах бога Себека изображают как божество, раздающее хлеб и рыбу в Фаюмском оазисе, ему же приписывали способность ходить по воде. Мы находим подобные сюжеты в Библии, хождение по воде Иисуса Христа описано в трёх Евангелиях.

Найден архив фараонов 18 династии Аменхотепа III, его и его сына фараона Эхнатона, которого называют самым загадочным правителем Египта. Сохранились воспоминания современников, описывавших фараона Эхнатона, как не земного человека, не похожего на других людей. По изображениям, хранящимся в музеях можно увидеть, что фараон действительно имел необычную внешность — яйцевидный вытянутый череп, женоподобная фигура, необычная форма ступней и пальцев рук. Ни один из фараонов не изображался в таком уродливом виде, наоборот, всех фараонов изображали вечно молодыми, с сильным телом, и красивыми чертами лица. Эхнатон же изображён безобразным.

Примерно на 6-ом году царствования фараон покинул Фивы вместе со своим двором и основал новую столицу Ахет-Атон (ныне городище Тель эль-Амарна) в 300 км к северу от прежней столицы.

За 2 года была отстроена новая столица Ахет-Атон. Из белого камня был сооружен огромный дворец Эхнатона. Этот дворец считается самым большим из гражданских зданий древности. Длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м. Его стены были покрыты росписями и отделаны цветными изразцами; во дворце была богатая внутренняя отделка; колонны со сложными капителями инкрустированы цветным фаянсом. Кроме этого дворца в новой столице было построено ещё несколько меньших по размеру дворцов, также пышно отделанных. В Ахет-Атоне был возведен главный храм Атона, названный «Дом Атона». Он состоял из двух огромных каменных сооружений внутри прямоугольной ограды.

Примерно к двенадцатому году правления фараон начал активные действия против бога Амона и прочих старых богов. Бог Атон был провозглашён единственным богом, а культы всех прочих египетских богов были отменены. Эхнатон приказал уничтожать даже упоминания прежних богов. Атону же по всему Египту возводились храмы. Этим новым храмам и жрецам нового культа бога Атона, фараон дарил новые земли, охотничьи и рыбные угодьями, пастбища, многочисленные стада скота, рабов.

Конец реформ

Одновременно с укреплением нового культа единобожия во всей стране, у Египта ухудшались отношения с соседями. В прежние времена Египет посылал щедрые дары государствам Ближнего Востока. Однако Эхнатон уже не мог или не хотел этого делать. Ему самому было нужны были немалые средства для строительства новой столицы и храмов. Египет начал терять влияние в завоеванных прежде землях, не в силах усмирять бунты на завоёванных землях. Фараон Эхнатон не хотел или не мог удержать свои зарубежные владения.

Одновременно с этим росло недовольство внутри самого Египта. Против Эхнатона стали выступать не только старые жрецы, приверженцы многобожия, но и простой народ. Эхнатону, чтобы удержаться на престоле, пришлось прибегнуть к помощи наемников. Имя Эхнатона стало ненавистным в Египте после его смерти, в свитках летописцы называли фараона прозвищем «Враг из Ахет-Атона», не желая произносить его имени.

Смерть Эхнатона

Эхнатот скончался через 17 или 18 лет своего царствования, уступив трон царю Сменхкаре. Ещё через два года на престол взойдёт Тутанхатон, который впоследствии откажется от своего предшественника и примет имя Тутанхамон.

Обстоятельства смерти Эхнатона неизвестны. Возможно, он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него. Он был погребён в своей гробнице, высеченной им в скалах в нескольких километрах на восток от новой столицы  Ахет-Атона. Позже мумия Эхнатона была перенесена в некрополь Долины царей в гробницу KV55.

Ещё в древности египтяне уничтожили множество памятников, связанных с Эхнатоном, чем усложнили идентификацию мумий. Генетическая и генеалогическая экспертиза показала, что человек в KV55 является отцом Тутанхамона.

После смерти Эхнатона новая столица  Ахет-Атон был заброшена и стала разрушаться, а затем и превратилась в каменоломню.

Древней Афродисиас - город Афродиты
Корова - главный тотем арийских племён

Один комментарий

  1. К началу правления Аменхотепа египетская империя достигла зенита могущества и богатства. В первые годы самостоятельного правления нового фараона на ведение государственных дел оказывала влияние его мать, умная и энергичная царица Тейе

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*