Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Кельты / ДРУИД И ЦАРЬ.

ДРУИД И ЦАРЬ.

zoloto-keltskij-parad-shlem-franciya-gr-350-gg-do-n-e

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.

  1. ДРУИД И ЦАРЬ

Ирландия представляет нам и другие свидетельства могущества друида. Улады готовы перебить друг друга из-за ссоры на пиру: «Поручители каждого из них поднялись в ярости, и битва их была такой лютой, что девять человек было ранено, и девять получило кровавые рубцы, и девять человек простерлись мертвыми с той и с другой стороны. Но друид Сенха, [239 — Этимологически имя «Сенха» означает «историк, знаток генеалогий, знаток древности».] сын Айлиля, встал и простер руку в знак умиротворения: улады замолкли и утихомирились».[240 — Mesca Ulad, ed. С. Watson, p. 6.]

Все без рассуждений подчиняются одному жесту друида. Впрочем, имели ли они право биться на его глазах без его прямого позволения? Этот вопрос можно лишь задавать себе. [241 — См. наст. изд. стр. 115.]

kelty-druidy

Друиды были окружены величайшим почётом. Ирландский друид на торжественных пирах сидел по правую руку от короля,[242 — O’Curry, II, 4.9.] и король, который нередко был обязан ему своей короной, воздавал ему всяческие почести. Цезарь сам признаётся, что приказал взять в свои руки власть Конвиктолитаву, которого согласно обычаю города, назвал ему для назначения на вакантные магистратуры посредник от жрецов.[243 — Caes., В. G., VII, 33.] В Ирландии налицо те же представления об отношениях между королем и друидом. Действительно, в эпосе «Ульстерского цикла» мы находим эпизод, где описывается, как в результате проклятия богини со всеми воинами провинции случились родильные схватки, и защищать границу остался один герой Кухулин. После ожесточённого и чрезвычайно продолжительного сражения, он, придя в изнеможение, посылает своего отца Суалтайма просить о подмоге в Эмайн Маху: «С тем и отправился Суалтайм предостеречь уладов на своей единственной лошади, по прозвищу Серый из Махи:
— Мужей убивают, женщин уводят, скот похищают, о улады!
Не услышав в ответ ничего от уладов, встал он против Эмайн с другой стороны и снова молвил:
— Мужей убивают, женщин уводят, скот похищают, о улады!
Снова не дождался он ответа уладов и вот почему: гейс воспрещал уладам говорить прежде своего короля, а королю прежде друидов. Направился тогда Суалтайм к камню заложников в Эмайн Махе и в третий раз воскликнул:
— Мужей убивают, женщин уводят, скот похищают!
— Кто похищает, уводит и убивает — спросил тогда друид Катбад.
— Айлиль и Мэдб разоряют вас, — отвечал Суалтайм, — уводят ваших жен, юношей и сыновей, похищают стада, лошадей и скотину. Лишь один Кухулин смиряет и сдерживает войска четырех великих провинций Ирландии в проходах и ущельях Конайлле Муиртемне … Если тотчас не отомстите вы за него, уж никогда вам не сделать того до скончания времен.
— Достоин тот смерти и гибели, кто так говорит с королем, — молвил друид Катбад.
— Воистину так, — сказали улады. Тогда в гневе и ярости ушёл от них Суалтайм, ибо не услышал желанного ответа. И случилось так, что поднялся на дыбы Серый из Махи и поскакал прочь от Эмайн, а щит Суалтайма выскользнул из его рук и краем своим отрубил ему голову».[244 — «Livre de Leinster», folios 93в1-94а10 / Пер. В. Шкунаева. Похищение быка из Куальнге.]

Свидетельство этого текста подтверждается в одной из версий «Недуга уладов»: «У уладов существовал запрет говорить прежде своего короля, и существовал запрет королю говорить прежде своих друидов». [245 — Ed. С. Watson, р. 11. «Ogam», XII, 497.]

hallstatt-750-450-gg-do-n-e

Эти отрывки из ирландских повествований полностью подтверждают то, что говорил греческий оратор и философ из Прусы в Вифинии Дион Хризостом (Златоуст, ок. 40-115 гг. н. э.) в одной из своих речей о персидских магах, египетских жрецах и индийских брахманах: «Кельты также имели подобных мудрецов, опытных в искусстве прорицания и во всякой другой мудрости, которых они называли друидами. И без них не было позволено царям ни делать что-нибудь, ни принимать какие-нибудь решения, так что в действительности они управляли, цари же, сидевшие на золотых тронах и роскошно пировавшие в больших дворцах, становились помощниками и исполнителями воли их». [246 — Dion. Chrys., Or., XLIX.]

Отношения между друидом и королем верно отражены этим определением, и нетрудно убедиться в том, что царская власть у кельтов пребывала в тени и под покровительством друидского жречества. В отношении Галлии, по правде сказать, даже трудно говорить о королевской власти. Речь здесь идёт, скорее, по выражению Цезаря, о непрочной и фрагментарной царской должности (regia potestas),[247 — Caes., В. G, VII, 32.] о власти, которая являлась не более чем магистратурой. Пояснения Цезаря, хотя и весьма разрозненные, заслуживают всё же немалого внимания. Наиболее важное из них содержится в «Галльских войнах Цезаря», в отрывке, посвященном отцу Верцингеторикса Кельтиллу, который был убит, «поскольку добивался царской власти».[248 — Caes., B. G., VII, 4.] Другое относится к самоубийству царя эбуронов: «Царь другой половины эбуронов — Катувалк отравился ягодами тиса, который в большом количестве водится в Галлии и в Германии». [249 — Caes., B. G., VI, 31. — Пер. M. M. Покровского.]

yadovitye-yagody-tis-yagodnyj

Следовательно, у эбуронов было два царя, которые делили подвластную им территорию, так же, как и те ирландские царьки, которые правили лишь несколькими племенами.

У народа эдуи, наиболее могущественного в Галлии во время Цезаря, существовала не многим отличавшаяся система: «Тогда Цезарь созвал эдуйских князей, которых было много в его лагере. В их числе были, между прочим, Дивитиак и Лиск. Лиск был в то время верховным правителем, который называется у эдуев вергобретом (галл. Vergo-breith — «муж суда»; верховный судья), избирается на год и имеет над своими согражданами право жизни и смерти»; [250 — Caes., В. G., I, 16, 5. — Пер. M. M. Покровского.] и: «К нему (к Цезарю) явились послами князья эдуев с просьбой помочь их общине в это особенно трудное для неё время: положение её очень опасно; эдуи издавна обыкновенно избирают только одного высшего сановника, который в течение года пользуется царской властью, а теперь у них два таких сановника, и каждый из них утверждает, что он избран законным путём».[251 — Caes., B. G., VII, 32. — Пер. M. M. Покровского.]

Ясно виден процесс деградации. Сперва была максимально сокращена компетенция царской власти, затем, из опасения, что она останется всё же слишком широкой, статус царя был попросту и окончательно упразднён и заменён двумя магистратами, назначаемыми ежегодно, как римские консулы, с той только разницей, что они не обладали никакой реальной властью.

Вергобрет (галл. Vergo-breith — «муж суда»; верховный судья) — таково было наименование, которым иногда обозначали высшего магистрата, принимая по традиции ненужную поправку в двусмысленной и неверной фразе Цезаря, [252 — «Ogam», XI, 66 sqq] — имел даже обязательство не покидать пределов территории эдуев, — чисто религиозный запрет, который не распространялся на друида.

Не пытались ли друиды в Галлии времён её завоевания бороться со сложившимся в ней дисбалансом, описанным у Цезаря?

«Простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имеют над ними все права господ над рабами». [253 — Caes., В. G., VI, 13. — Пер. M. M. Покровского (VI, 13).]

karta-xarappa

Однако Цезарь, вероятно, возводит здесь к более поздним и обусловленным определенными обстоятельствами причинам то, что, должно быть, представляло собой гораздо более древний уклад кельтского общества, поскольку такой же был уклад в арийской Индии, где вайшьи — труженики и торговцы, согласно «Законам Ману» или «Ману-смрити»  (санскр. मनुस्मृति, manusmṛti), были облечены одной лишь функцией — служить кшатриям (воинам) и брахманам (жрецам). [254 — Cm. G. Dumezil, «Jupiter, Mars, Qurinus», I, 44.] Поэтому, маловероятно, чтобы друиды стали выступать против традиционного положения вещей; их вмешательство, скорее, было в известной мере направлено против чрезмерных претензий аристократии, добивавшейся слишком значительной роли в управлении.[255 — Cm. Ogam, XII, p. 380-381.]

Цезарь, как видно, не слишком хорошо сознавал и положение самих друидов в их отношении к власти. В действительности, и в Галлии, и в Ирландии друиды всегда оставались безразличны к выполнению королевской роли, хотя и контролировали её. Короля избирали из воинского сословия ему равные, его друзья или… враги, а друиды прежде всего заботились о том, чтобы этот выбор производился по правилам и был удачен. В «Болезни Кухулина» показано, как четыре крупные провинции Ирландии положили конец войне, избрав королем выходца из пятой провинции, Ульстера, против которой они объединялись в коалицию…

rogatyj-shlem-bronza-150-50-do-n-e-najdeno-ryadom-waterloolondon

«В то время они собрались, чтобы выяснить, не смогут ли они найти человека, которого можно было бы назначить верховным королем. Поскольку им было неприятно то, что вершина господства и первенства в Ирландии, то есть, Тара, не подчинялась власти одного короля… Вот короли, которые присутствовали на этом совещании: Meдб и Айлиль, Курой и Тигернах Тетбаннах, сын Лухте и Финд, сын Росса. Они не спросили совета у короля уладов, поскольку заключили союз против Ульстера, но они устроили пир быка, чтобы знать, кому им следует отдать королевскую власть.

api-vaal-bog-dozhdya-i-plodorodiya-protiv-mota-boga-smerti-i-zasuxi

Пир быка происходил так: забивали белого быка; один человек должен был наесться его мяса и напиться мясного отвара и затем уснуть, а четверо друидов пели над ним слово истины; тот видел тогда во сне человека, которого надлежало возвести в короли, — видел его внешность, его характер, манеры и те дела, которыми он был занят. Когда человек пробудился от сна, то поведал королям о том, что видел молодого воина, благородного и сильного, с двумя красными перевязями, который сидел у ложа больного человека в Эмайн Махе (столице Ульстера)».[256 — Ogam, X, 293-294.]

Друиды не избирали короля непосредственно, но, с одной стороны, на них было возложено проведение религиозной церемонии, посредством которой осуществлялся выбор, с другой, — они влияли на этот выбор. Такая краткая формулировка, как представляется, верно и емко отражает их политическую роль в кельтских обществах ранней эпохи.

Далее… Ритуальные и магические техники друидов.

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.   

bronze_8-v-n-e

Ритуальные и магические техники друидов.
Друид и война

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*