Четверг , 28 Март 2024
Домой / Русский след в мире / «Донской альбом» Ивана Болдырева

«Донской альбом» Ивана Болдырева

В истории отечественной светописи имя Ивана Васильевича Болдырева стоит особняком. Человек незаурядного дарования, талантливый художник, фотограф, изобретатель не смог найти своего места в суровой действительности, а дарованию его так и не удалось до конца раскрыться то ли в силу того, что его, простого донского казака, не очень-то принимали столичные фотографические знаменитости, то ли из-за сложностей его характера – ведь любая неординарная личность всегда отличается обостренной реакцией, болезненно реагируя на любую житейскую несправедливость.
Иван Васильевич Болдырев родился в 1850 году в станице Терновской Всевеликого Войска Донского — ныне Новоцимлянский район по соседству с Волгоградской областью,где испокон века селилось казачество. Отец его долгие годы был на царской военной службе, и до пятнадцати лет будущий фотограф считался чуть ли не сиротой, зарабатывая на хлеб тем, что помогал деду пасти скот. Вернувшись домой, отец отдал его в услужение офицеру, в надежде на то, что из сына со временем получится исправный писарь.  С юных лет Ивана Болдырева больше всего на свете привлекала техника, он разбирал, ремонтировал любые подвернувшиеся под руку механизмы, в первую очередь часы. Овладев ремеслом часовщика, начал чинить нехитрые механизмы для односельчан, что стало приносить некоторый доход.

Скопив небольшую сумму денег, в 19 лет Иван Болдырев уехал на заработки в Новочеркасск, именно там Иван нашёл своё истинное призвание – фотографию. В те годы фотографирование было процессом громоздким — массивные фотоаппараты с неуклюжими камерами дополнялись тяжёлыми стеклянными пластины для нанесения негативов. Конечные снимки получались размытыми, без пространственного наполнения, требовали дополнительных усилий ретушёров. Освоив азы редкой в те годы профессии, юноша довольно скоро вполне профессионально начал выполнять основные виды фоторабот.

«Донской альбом» И.В. Болдырева вошёл в сокровищницу мирового фотоискусства. Фото: Собрания научной библиотеки Академии художеств

Интерес к светописи привел его в Петербург, где в 1872 году он поступил на службу в фотоателье Лоренца, а затем стал посещать вольнослушателем занятия в Академии художеств, окончить которую из-за материальных трудностей ему не удалось. Жизнь в столице не баловала его. Работая ретушером и помощником фотографа, Иван Болдырев почти весь свой заработок тратил на дорогостоящие фотоматериалы и эксперименты по усовершенствованию фотосъёмки и фототехники, поэтому его постоянными спутниками были нужда и бедность.

Возвращение казаков с ярмарки в Цымлянскую станицу. Фото из Собрания научной библиотеки Академии художеств

Судьбоносным для Ивана Болдырева стало знакомство в 1873 году с известным искусствоведом Владимиром Васильевичем Стасовым, который в то время был заведующим художественным отделом библиотеки, куда поступали произведения графики, российские и зарубежные фотографические издания. Стасов в ту пору занимался составлением каталога фотографий, хранящихся в библиотеке. Известный искусствовед и художественный критик принял активное участие в судьбе молодого талантливого фотографа, чье дарование он сразу отметил.

Стасов помогал Болдареву с заказами, неоднократно рекомендуя его состоятельным, а подчас и знаменитым заказчикам. Сохранилось письмо, в котором Стасов писал П.М. Третьякову: «…очень прошу Вас допустить к снятию фотографий нашего отличного фотографа Ив. Вас. Болдырева, известного по превосходным его снимкам…»   В 1880 году по поручению Стасова Иван Болдырев отправился  в Крым для съёмки Бахчисарайского дворца.

Девицы в кубиляках. Донской нарядный костюм. 1875-1876

Сам Болдырев считал себя в первую очередь изобретателем, а не фотографом. Не имея возможности приобретать и заказывать дорогостоящую оптику, он был вынужден пользоваться самодельными объективами. Сутками напролет с завидным упорством бился над созданием универсального короткофокусного объектива. Изучая законы оптики и испытывая различные комбинации стекол, Болдырев достиг заметного успеха. Из нескольких линз, помещенных в самодельную картонную оправу, он получил простой, но весьма удачный объектив, который позволял получать вполне приличное изображение.

Девочки шьют платья. 1875-1876

По некоторым параметрам оптическая система собранная Иваном Болдыревым превосходила существовавшие в те годы фабричные объективы. Угол изображения и светосила его конструкции превосходили фирменные, лишь несколько уступая им в качестве изображения. По рекомендации V фотографического отдела Императорского Русского технического общества (ИРТО) фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье А. Деньера (Невский пр., 19) и показал удивительный результат, «позволяющий при портретной групповой съёмке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу». Поддерживая молодого талантливого изобретателя, Стасов попытался оформить изобретение Болдырева в качестве заявки на Всемирную выставку в Париж.  Однако эксперты отдела  (ИРТО)  отказали изобретателю в отправке его «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж.

Донской казак 73-х лет с женой. 1875-1876

В 1878 году И.В. Болдырев предложил новый тип фотоматериала – мягкую плёнку, обладающую замечательными свойствами: «эластична настолько, что ни свертывание в трубочку, ни сжимание в комок не могут заставить ее искривиться», – так писали тогда газеты об изобретении Болдырева.

Долгие годы Иван Болдырев потратил на отстаивание приоритета предложенного им прототипа современной фотоплёнки, которую он не смог не только внедрить в практику, но даже получить на неё патент или, как тогда говорили, привилегию. Русскому умельцу не удалось наскрести 150 рублей, которые требовались для регистрации его изобретения.

Донской казак-песенник 30 лет, Иван Болдырев записал его песни, 1875-1876

Буквально через пару лет после неудавшихся попыток Ивана Болдырева запатентовать свои технологии,  удачливый предприниматель Джордж Истмен за океаном основал ставшее вскоре знаменитым на весь мир предприятие «Eastman Kodak», использовавшее в выпускаемых фотоаппаратах изобретения русского изобретателя Болдырева. Предприятие «Eastman Kodak» быстро наладили выпуск короткофокусных фотоаппаратов с механическим затвором и фотоплёнкой, изобретённой Иваном Болдыревым в России.

Донской казак-стрелок, семидесяти пяти лет. 1875-1876

В 1889 году изобретатель Болдырев сконструировал точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Императорского Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже».

С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И.В. Болдырев достиг «заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов».

Казак 75-ти лет. 1875-1876

Обо всех этих изобретениях и усовершенствованиях Болдырева помнят немногие, но зато до нас дошли его фотографии, производившие сильное впечатление на современников.

Многие из работ Болдырева Стасов называл «бытовыми картинами…, точно созданными талантливым художником». Наибольший интерес, несомненно, представляет коллекция снимков, сделанных им у себя на родине под названием «Виды и типы 2-го драгунского округа, снятые в 1875-76 годах», или «Донской альбом». 

Казаки перед выходом на службу. 1875-1876

Несколько десятков великолепных изображений, сделанных фотографом в станицах Цимлянской, Кумшанской, Ееауловской и других казацких поселениях, куда он регулярно приезжал на лето в 1875-76 годах.

Эти снимки являются подлинным документом, повествующим о жизни донского казачества, о его нравах и обычаях. Сделаны они человеком, отлично знающим все тонкости жизни казачества «Смотр казачьих частей атаманом», «Проводы казаков на службу», «Казачье семейство в праздники» и другие сценки из повседневной жизни его земляков. Его фотографии не прямой репортаж, а тонкие аранжировки, выполненные умелым режиссером.

Казак девяноста лет, 1875-1876,

Перед нами встает галерея жанровых сцен из жизни казачьей станицы и портретов донского казачества – верных служак, часто крутого нрава, верных своим обычаям и привычкам,«вольных казаков», ценящих свободу, честь и воинскую доблесть.

Казаки, возвращающиеся с охоты

Иван Болдырев написал брошюру «Изобретения и усовершенствования, сделанные И.В. Болдыревым по фотографии», в которой описал свои изобретения:

Объектив моей системы имеет короткий фокус, вследствие приготовленной мною линзы, которая по моему мнению, способствует собиранию световых лучей в гораздо большем количестве, нежели все ныне существующие объективы; поэтому нет сомнения, что объектив, воспроизводящий при рефлективном свете вполне отчетливое и резкое, изображение может дать много интересного, как в теоретической, так и практической фотографии.

   Новое усовершенствование касается не частного применения и улучшения какой-либо части фотографического процесса, но существенно изменяет средства фотографии и способствует более обширному применению её в научном и техническом отношениях.

   Теперь есть возможность передать фотографически не только дневную, но и ночную деятельность человека; так, например, можно снять спящего ребенка, красиво разбросавшегося в кроватке, или целую семью крестьянина, сцену в театре во время игры, иллюминацию, пожар, ночлег войск (в военное время), пещеры, внутренний вид шахт при разработке каменного угля, и т.п.

   В настоящее время я уже имею не мало фотографических снимков, сделанных на дому у снимающихся и у меня, при обыкновенном ламповом, керосиновом освещении, а также виды, снятые при лунном и фонарном свете. Время держания (экспонирования) при моем объективе: портреты и группы при свете ламп, от 10-ти секунд и до 1-й минуты, виды же при газовых фонарях и луне – от 5 до 15 минут и более.

Казаки перед выходом на службу

По свидетельству художников, как портреты, так и виды превосходны в художественном отношении.

   Такие снимки были выставлены на международной выставке изобретений и усовершенствований в Лондоне, в прошлом 1885 году, как образцы работы моего объектива, воспроизводящего изображение предметов ночью. Не смотря на то, что эксперты отнеслись с некоторым недоверием к тому, что они сделаны ночью, при освещении обыкновенною керосиновою лампою, мне присуждена была медаль.

Улица в праздник на виноградных садах. Земля войска Донского II станица Цимлянская. 1875-1876

Улица Цымлянской станицы в праздник. 1875-1876

Цимлянская станица, 1875-1876

Улица в Кумшацкой станице

Стрижка овец

Смотр казаков атаманом. Сентябрь 1876

Сбор казаков на хуторе Гнутовом Есауловской станицы. 1875-1876

Проводы казака в поле

Проводы донских казаков на службу. Сентябрь 1876 г.

Перевоз через Дон во время ярмарки Спасовской-Цимлянской. 1875-1876

Пастухи. Цимлянская станица, 1975-1876

на пороге дома

на завалинке

Мальчик четырех лет верхом, 1875-1876

Казачьи старики с атаманом. 1875-1876

Казачье семейство. Цимлянская станица. 1875-1876

Казачье семейство. 1875-1876

Казачки поливают огороды

Казачки в праздник. 1875-1876

Казачка чинит окно. Цимлянская станица. 1875-1876

Казачка в праздничном костюме. 1875-1876

Казачка в донской шубе. 1875-1876

Казачка 72-двух лет ссыпает овёс. 1875-1876

Казаки сносят арбузы. 1875-1876

Казак, продающий цимлянское вино. 1875-1876

Казак, запрягающий лошадь. 1875-1876

День стандартизации
Русские изобретатели фотоаппарата опередили "Кодак"

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*