Среда , 22 Сентябрь 2021
Домой / Античный Русский мир. / Деревня на сваях в Белом озере Швейцарии

Деревня на сваях в Белом озере Швейцарии

Суц-Латриген (нем. Sutz-Lattrigen) — франко-немецкая коммуна в Швейцарии, муниципалитет в административном районе Биль / Бьен, в кантоне Берн, в составе округа Нидау. Население Суц-Латриген составляет 1302 человека
Село Суц (Sutz) впервые упоминается в 1228 году как Соз (Soz). В 1262 — 1263 годах упоминался как Союз (Souz)Деревенская церковь Соз (Soz) впервые упоминается в 1228 году, хотя стены в романском стиле указывают на то, что она старше. 

Деревня Латтриген впервые упоминается в 1270 году как Латтрингун (Lattringun). В средние века деревни Союз (Souz) и Латтрингун (Lattringun) были частью земель графов Невшатель-Нидау (Neuchâtel-Nidau). В 1398 году две деревни и большая часть окрестностей были приобретены городом Берн (Bern).

Биль-озеро = Белое озеро

Суц-Латтриген находится на берегу озера Биль (Biel — Белое; нем. Bielersee — Белое озеро; фр. Lac de Bienne). Длина озера Биль (Biel) 15 км, ширина до 4,1 км, площадь — 39,3 км², максимальная глубина — 74 м. Озеро находится на высоте 429 метров над уровнем моря. Озеро Биль (Biel) соединяется каналом с озером Мора (фр.Morat; нем. Murtensee) и озером Невшатель (Neuchâtel; нем. Neuen-burger-see — Ново-городское озеро). Реки Ааре (Aare — «яра») и Зиль (нем. Zihl)/ Тиль (фр.Thielle) стекают с горного хребта Юра (Jura). Первое письменное упоминание реки Зиль (нем. Zihl) датируется 1018 годом в форме Силаха (Sylaha) от древнеевропейского или кельтского слова СИЛА — * Sîla — «сильный водоток», от корня * sîl = «струя».

Горы Юра (Jura — Яра; фр. Massif du Jura, нем.Juragebirge; ит. Giura, ретороманский: Jura) представляют собой субальпийский горный массив. Название «Jura — Яра» происходит от juria, латинизированной формы кельтского корня jor — Яр — «лес».

В Римских провинциях 117 г. н.э. Резия (Ругия, Русия) и Норик жили славяне, (Нара — Нарва).  «Норци еже суть славяне» (летопись).

На дне озера Биль найдено множество археологических памятников эпохи неолита и бронзового века, один из них признан в 2011 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2007 году в озере Биль недалеко от Суц-Латтригена были обнаружены остатки самого старого известного здания в Швейцарии — свайного жилища.


На дне озера Биль водолазы обнаружили деревню на сваях и артефакты, свидетельствующие о том, что здесь жили люди около 3863 года до нашей эры.

На береговой линии озера Биль в период неолита и вплоть до бронзового века располагалось поселение археологической культуры Боевых топоров, культура Шнуровой керамики — археологической культуры медного и бронзового веков, распространённой на обширных территориях Центральной Европы около 2900 г. до н.э. — 2350 г. до н.э.

Племена археологической Шнуровой керамики и Боевых топоров, произошли от племён археологической Ямной культуры, неолитических земледельцев населявших южнорусские степи от Днепра до Волги.

На сегодняшний день зарегистрировано почти 1000 свайных жилищ в озерах, реках и болотах в шести странах Альпийского региона (Швейцарии, Германии, Италии, Франции, Австрии и Словении).

«Неясно, где хоронили жители свайных жилищ покойников, в другом особом месте или сжигали умерших и развеивали их прах над озером», — говорит археолог Стапфер.

Между 5000 и 50 годами до нашей эры берега Биль озера в Швейцарии были усеяны множеством деревень с домами на сваях, где проживали людей неолита и бронзового века, которые ловили рыбу и занимались сельским хозяйством в регионе, и сегодня этот регион остаётся одним из сельскохозяйственных центров альпийской страны.

Сохранившиеся под озёрной водой, песком и грязью артефакты, которые оставили после себя доисторические предки являются бесценной летописью их жизни, сохранившейся практически нетронутой в течение многих тысячелетий.

Дайверы продолжают находить уникальные предметы, среди них одно из самых старых деревянных колёс в мире, глиняные горшки, землянки, дома на сваях, одежду, снегоступы из бересты, обувь, плетёная из лыка (лапти) и даже самую древнюю буханку ржаного хлеб.


Буханка ржаного хлеба, датируемая 3560 — 3530 гг. до н.э. Считается, что это самая древняя из известных когда-либо найденных буханок хлеба в Европе.

Хрустальный наконечник стрелы, датируемый 3500 годом до нашей эры, был найден при строительстве трассы в центре Невшателя в 1999 г.

Благодаря дендрохронологии археологи теперь могут определить точный год, когда было срублено конкретное дерево. Сравнивая это с подводными фотографиями деревянных свай и других находок, исследователи могут постепенно построить картину античной деревенской жизни, определить места заселения, где была использована древесина местного леса, а также определить возраст поселений и найденных предметов. Это делает сбор образцов древесины одной из самых важных задач для дайверов, поскольку они могут использовать дендрохронологию — метод датировки по годичным кольцам ​​для определения возраста дерева.

Метод дендрохронологии чрезвычайно точен благодаря обширному упорядочиванию определенных видов деревьев и подробным местным справочным хронологиям, позволяющим экспертам определять время.

«Судя по датировке древесины этого поселения, здесь получается девять деревень, расположенных одна над другой», — говорит археолог Маттиас Боллигер, руководитель лаборатории дендрохронологии в Суц-Латтригене.

Деревянный гребень возрастом 5000 лет, найденный в поселении в Цуг-Ридматте (Zug Riedmatt) в центральной Швейцарии.

Охотники эпохи неолита использовали БЕРЕСТУ, для изготовления непромокаемых гильз для стрел и других материалов, что очень похоже на то, что в это время изобрели «Снегоступы», с помощью которых можно было ходить по глубокому снегу, не проваливаясь.

Снегоступы эпохи неолита, сделанные из дубового луба, были найдены в поселении на берегу озера в Сен-Блез / Бан-де-Дам ( St Blaise / Bains des Dames), в кантоне Невшатель.

Команда подводных археологов нашла в Суц-Латтригене обувь из лубяных волокон (лапти), находка датируется 2700 годом до нашей эры.

Самое древнее колесо датируется примерно 2600 годом до нашей эры. Это одно из  самых старых колёс в мире, обнаружено под водой в илистых осадках дна озера Биль в кантоне Невшатель, Сен-Блас / Бан-де-Дам (Saint Blaise / Bains des Dames).

Сложные методы исследования также позволили гораздо больше узнать о том, как люди, жившие в свайных жилищах в Швейцарии около 4300 г. до н.э., выращивали урожай, держали домашних животных, ловили рыбу. Исследователи также узнают больше о том, как древние жители  охотились и собирали дикие растения и другие дары природы в лесных массивах, и как они использовали древесину для строительства жилищ на сваях на озере, прокладывали деревянные тротуары и дороги в местах подтопления.

Этот горшок с двумя парми сосцов эпохи неолита был найден в Сен-Обен / Порт-Конти (Saint Aubin / Port-Conty), кантон Фрибург (Fribourg), и датируется примерно 3800 г. до н.э.

В керамике Лужицкой культуры долгое время сохраняется архаичный энеолитический мотив женских грудей, восходящий к ещё более ранним представлениям неолита о двух матерях-рожаницах, чьи сосцы источают небесную влагу (моление о дожде).

Судя по сосудам с двумя парами сосков, у праславян ещё существовали идущие из энеолита представления о двух рожаницах, двух Хозяйках Мира.

Такая посуда обычна для ранней фазы славянской Лужицкой культуры, но доживает она до VI века до н. э., что определенно говорит о живучести древних представлений.

Именно о двух божественных кормилицах свидетельствуют обычные для керамических форм две пары грудей, чётко и рельефно обозначенных на тулове сосуда. Мы уже знакомы с выражением этой идеи по более ранней керамике Тшинецкой культуры.

Вместо четырёх грудей на более поздних сосудах появляются изображения только двух. Это означает, что древняя пара богинь уже начала заменяться одной богиней Матерью-роженицей.

Клубок окаменевших нитей, из волокон пеньки и липы, датируется примерно 3900 — 3300 гг. до н.э. был найден на свае в Marin-Epagnier / Prefargier, кантон Невшатель. Пенька — грубое лубяное волокно из стеблей конопли. Пеньку используют для изготовления канатов, верёвок, шпагата, рыболовных сетей, брезента, парусины и других грубых тканей. Для предохранения канатов от гниения пеньковую пряжу (каболку) смолили, для большей гибкости и увеличения сроков службы.

«Жители свайных жилищ использовали различные натуральные материалы для изготовления одежды, например, пеньку и лён», —  говорит Андреас Мадер, глава службы подводной археологии Цюриха.

Подвески в виде колец носили обитатели озёр бронзового века, вероятно, как символы солнца и талисманы удачи.

Обычно знак «колесо с шестью спицами» рассматривается как один из вариантов солярного знака, известного нам в трёх основных видах: 1) крест в круге — колесо с четырьмя спицами; 2) колесо с шестью спицами и 3) колеса с восемью спицами. Все три вида знаков могут  выражать идею солнца.

Крест в круге, а иногда и без круга, часто является символом не только солнца, но и огня. В этом качестве он доживает до средневековья и отражен, например, во многих сотнях древнерусских гончарных клейм, семантика которых прямо связана с огнём гончарных горнов.

Бронзовые локоны из нанизанных колец были найдены во многих свайных поселениях бронзового века. Считается, что такие бронзовые кольца использовались в качестве денег.

Бронзовая брошь в виде улитки, датируемая 900-800 гг. до н.э., родом из Италии, была найдена в Моригене на озере Биль.

Учёные считают, что недавние впечатляющие находки свайных жилищ в озерах Биль, Тун и Люцерн в Швейцарии — это что-то особенное, а под водой есть ещё находится много интересного.

КУЛЬТУРА РУСИ IX — XIII ВЕКОВ
Формирование древнерусской народности

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*