Понедельник , 28 Сентябрь 2020

Дардания

ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии
Сергей Дарда.

Часть первая. ЛЕГЕНДЫ. Глава 4. ДАРДАНИЯ.

Комментарии.

Дардания в Малой Азии

Вышеизложенные данные о малоазийской Дардании позволяют нам локализовать её в пространстве и времени хотя бы приблизительно. Главным первоисточником, на основании которого делались предположения позднего времени, является Илиада Гомера. Поэтому те, кто верит Гомеру, скорее всего поверят и в то, что Дардания существовала на побережье Малой Азии (на севере современной Турции) во времена близкие к Троянской войне.

Для тех, кто относится к Гомеру скептически, существуют египетские источники, в которых упоминаются те же народы, что и в Илиаде, и в приблизительно то же время — где-то сотню-полторы сотни лет до Троянской войны.

Проблема с египетскими источниками состоит в том, что точное произношение названий стран, упоминаемых в них, мы так и не узнаем никогда: египтяне не использовали на письме гласные звуки, и поэтому, читая записи, нам самим приходится додумывать, какие гласные должны были бы стоять в том или ином месте. Египтянам было достаточно указать согласные буквы, и видимо, три тысячи лет назад этого вполне хватало, так как и писцы, и их современники  знали о чём и о ком идёт речь. Точно так же для нас сегодня не составляет труда расшифровать, что такое СССР.

Очень важен и тот факт, что исторические данные дают нам также и контекст событий, так что мы можем приблизительно представить себе, какова была динамика отношений между государствами в то незапамятное время. Известно, что дарданцы сражались вместе с хеттам против египтян в битве при Кадеш (город в тридцати километрах на восток от Тира), в результате чего было израсходовано невероятное количество казенных средств с обеих сторон противников, а исход битвы оказался плачевным для египтян и неоднозначным для малоазийцев.
Однако, не стоит судить так строго участников этого сражения, ведь нам не известны ни истинные мотивы, ни истинные результаты этой битвы. . Причины битвы при Кадеш должны были быть очень важными. Возможно для одной из воюющих сторон это был вопрос жизни или смерти.
Мы знаем, что некоторое время спустя после битвы при Кадеш, Малую Азию постиг длительный период неурожая, который заставил малоазийцев просить продовольственной помощи у египтян, в ответ на что египтяне просили у хеттов железо. Правители с обеих сторон обменялись сестрами в качестве новых жён, заключив тем самым политический союз, что обеспечило и тем и другим период не длительного мирного сосуществования.

Хеттская империя — 1300 г. до н.э. Хатуша. Троя = Вилуша (Вильно)

Хетты, как и их малоазийские союзники, принадлежали к индоевропейской ветви народов. Хетты говорили на индоевропейском языке, на это указывают обширные лингвистические данные: сохранилось множество документов на хеттском языке, большая часть которых была расшифрована. Но и тут, как и во всем, что связано с древней историей, мнения расходятся. Дело в том, что хеттский язык представляет собой загадку. Предполагают, что в хеттском царстве жили одновременно два народа, один из которых был завоеван другим, и один из двух языков считался государственным, а другой нет. К сожалению, учёные так и не определились до сих пор, кто кого завоевал, и на чьём языке кто у хеттов говорил. Один язык расшифровать удалось, а второй ещё до сих пор находится в списке не расшифрованных языков.

Дардания Самофракийская

Есть одна очень важная причина, по которой я включил столько цитат в главу про Дарданию Самофракийскую. Дело не в том, что самофракийские мистерии представляют интерес, как до сих пор неизученные, хотя и это очень важная причина.

О самофракийских мистериях нам известно наверняка то, что их ввели пеласги. Нам известно, что ни один человек, посвященный в эти мистерии, никогда не раскрывал их тайну. Судя по некоторым высказываниям Геродота, он тоже был посвящён в эти мистерии, однако так и не решился раскрыть их сущность, несмотря на искушение писателя-историка.

Интересна вероятная связь между следующими фактами. Самофракийские мистерии предоставляли защиту в море, а инициируемым возможно выдавали кольца из магнитного железняка. Служили ли эти кольца всего лишь символом духовной связи с божествами, либо в качестве компаса, — увы, сказать трудно.

Следующая цитата из «Аргонавтики» Аполлона Родосского (третий век до нашей эры) обретает дополнительный смысл, если предположить, что во время инициации в Самофракийские мистерии, посвященных обучали искусству навигации по компасу.

«Вечером по предложению Орфея они пристали к Самофракии, острову Электры, дочери Атласа. Орфей посоветовал им с помощью священной инициации, научиться чему-то из тайных ритуалов, что помогло бы им с большой уверенностью продолжить свой путь через необъятное море».

Сам Аполлон Родосский знал о чём идёт речь, вероятно потому, что он был инициирован в Самофракийские мистерии, так как дальше Аполлон добавляет, что ему запрещено раскрывать тайну этих мистерий.

Геродот пишет (Геродот. История. 4. 36):

«Итак, о гипербореях сказано достаточно. Я не хочу ведь упоминать сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей земле со стрелкой в руке и при этом ничем не питался…» Антикитерский механизм — древнегреческий компьютер.

И хотя официально считается, что использование магнитного компаса в Европе для навигации началось приблизительно в 12 веке нашей эры, тем не менее судя по косвенным указаниям античных историков Средиземноморья, магнитный компас использовался для ориентации в пространстве различными народами Средиземноморья и Европы еще во втором тысячелетии до нашей эры. То, что для этого прибора не было определенного общепринятого названия в те годы, и авторы вынуждены были описывать этот прибор по разному, говорит о том, что действительно секрет навигации по компасу хранился в строгой тайне и передавался во время инициации только избранным. Широкому распространению использования компаса наверное мешало и то, что намагниченный материал был большой редкостью в то время. В те годы использование компаса давали торговцам и военным конкурентные преимущества и экономические выгоды. Следует добавить, что древние индийцы знали о намагниченном железе, на санскрите ‘Ayas-kanta’ (яс-конта) означает ‘магнит’.

Остров Самафракия был пристанищем или местом рождения мифичного героя Дардана. Древние римляне считали, что история Рима тесно связана с историей троянского королевского дома. Согласно преданиям, линия родства троянских правителей, ведёт своё начало от Дардана. Параллели проводимые историками между Кабирами Самофракии, образами великих богов, почитаемых в Древней Трое, и римскими пенатами, которые Эней спас из пылающей Трои и привез в Италию, возможно, имеют под собой историческую основу. Известно, что среди инициируемых на самофракийских мистериях было много римлян. Это говорит о том, что две тысячи лет назад жители Рима относились с большим доверием к легендам об Энее.

Самая важная причина столь обширного цитирования работы Сьюзан Гойтель из её книги «Теои Мегалои: культ Великих Богов на Самофракии» заключается в том, что в этой книге неоднократно подчеркивается один необъяснимый факт. Списки гостей острова и списки инициируемых, указывают на то, что Самофракию посещали жители Фракии, Македонии, западного побережья Малой Азии, но почти никогда жители центральной Греции.
Одна из гипотез, которая может объяснить эту закономерность, заключается в том, что до наших дней дошли в основном списки относительно позднего времени. Вполне возможно, что существовали и списки, в которых материковая Греция была представлена более полным образом, но беда в том, что эти списки были уничтожены временем и людьми.

Я хочу предложить другое объяснение этой закономерности, — объяснение, которое приобретет дополнительный смысл после прочтения последующих глав этой книги. Дело в том, что в ту эпоху жители центральной Греции отличались от жителей Фракии, Македонии и Малой Азии, и соответственно имели различные культурные и религиозные традиции. Напротив, жители Малой Азии и Балкан были связаны друг с другом исторической, этнической и культурной общностью. Это и привело к такой избирательной основы для посетителей Самофракии. Историки же позднего времени называли греками всех подряд — и собственно греков, и те народы, которые были либо покорены греками, либо находились в их сфере влияния (Фракия, Малая Азия).

Дардания Балканского полуострова

Обширные цитаты, приведенные о дардах Балканского полуострова отражают тот факт, что история дардов освещена более полно, чем история дарданцев Малой Азии, несмотря на утрату одной из книг Страбона, в которой он более подробно остановился на описании Дардании Балкан. Противоречивых данных о Дардании Балканского полуострова в источниках больше, чем в источниках о малоазийской Дардании.

Предание, пересказанное Аппианом Александрийским, повествует о генеалогии правителей иллирийских народов давних времен. Само название «иллирийцы» было неоправданным образом распространено на группу племён или народов, которые в большинстве своем отличались друг от друга. Легенда, пересказанная Аппианом, перечисляет среди иллирийцев галатов и кельтов. Известно, что этнонимы «галаты» и «кельты» означают один и тот же народ, так как римляне называли кельтов галлами. Нам известно, что балканский полуостров подвергся нашествию кельтов в сравнительно позднее время, после того, как там уже жили дарданцы, которые пытались создать союз с македонцами для отражения нападения кельтов. Именно это и заставляет предположить, что данное предание о происхождении иллирийцев, хотя отражало какие то реальные факты, но имело некоторые поправки сделанные в более позднее время.

Это предание, казалось бы, предполагает, что происхождение дардов Балкан не имело ничего общего с историей дарданцев малоазийских. В то же время, информация о том, что предки иллирийских народов мигрировали на Балканы из Сицилии, косвенно совпадает с данными о дарданских переселенцах во главе с Энеем из опустошенной греками Троады в Италию. Страбон (13.1.53) тоже пересказывает одну из версий миграции дарданцев:

«Эней же вместе с отцом Анхизом и сыном Асканием собрал большое число спутников и отплыл морем. Одни писатели утверждают, что он поселился поблизости от македонского Олимпа...».

Что касается датировки переселения предков иллирийцев из Сицилии на Балканы, то Аппиан не даёт нам ни какой информации. Только благодаря Титу Ливию у нас есть некоторые хронологические данные о балканских дардах. Эти данные привязаны к хорошо датируемым событиям в Римской империи, но Тит Ливий ничего не сообщает нам о том, когда же впервые дарды появились на Балканском полуострове.

Диодор Сикульский же утверждает, что дарданцы Балкан были колонистами времен правления Дардана, что датирует их переселение из Малой Азии на Балканский полуостров тринадцатым-четырнадцатым веками до нашей эры. Трудно себе представить, что малоазийцы, проживающие на перекрёстке торговых путей, на богатой земле, которая давала им всё, вдруг решила бы основать колонию на территории, далекой от торговых путей и цивилизации.

На самом деле Дардания Балканского полуострова обладала огромными залежами полезных ископаемых, не только не уступающих Малой Азии, но и превосходящей её по добыче золота, серебра, а также свинцовых и оловянных руд, которые нужны были малоазийцам для выплавки бронзы.

 

Параллели, проведенные Фанулой Папазоглу между дардами и месийцами Балкан и дарданцами и мессийцами Малой Азии, заставляют предположить, что между этими двумя территориями прошли миграционные процессы. Возникает вопрос, кто же куда переселился: балканцы в Троаду или наоборот. И письменные источники, и археологические данные предоставляют нам сведения как за, так и против первой и второй гипотезы. Основываясь на всей совокупности данных, интуиция подсказывает мне, что миграция дардан и мессийцев проходила в направлении из Троады на Балканский полуостров во Фракию, была вызвана крушением троянского союза во время Троянской войны.


Древняя история Балкан является предметом мало популяризированным и очень запутанным из-за обилия племён, народов и военных конфликтов в этой части европейского континента.

Добыча полезных ископаемых на территории античной Драдании на Балканах привело к развитию промышленности, ремёсел, торговли, поэтому в течении нескольких тысячелетий Дардания была самой экономически развитой территорией. Задолго до захвата Дардании Римской империей, на территории Иллирии добывалось большое количество золота и серебра. Захватив Иллирию, римляне продолжали развивать горное дело в богатых залежами различных металлов регионах Иллирии. Добыча металлоносной руды на  дарданских рудников продолжалось и после распада Римской империи.

Нам известно, что в 13 веке нашей эры сербы интенсивно развивали горное дело, которое стало основной отраслью ремесленного производства в этот период. В 16-17 веках нашей эры в период господства Османской империи, горное дело на Балканском полуострове пришло в полный упадок и запустение; только после освобождения от турецкого ига, горная промышленность была восстановлена. В настоящее время, согласно оценкам специалистов, кроме богатых залежей золота, серебра, цинка, олова, и кадмия, Косово обладает так же и огромными запасами угля, а по добыче цинковой и оловянной руды в Косово, стоит на третьем месте в мире.

Самым показательным в плане обладания минеральными ресурсами, может служить пример рудодобывающих шахт в Трепке на территории Косово. Первое письменное упоминание о богатых серебром и оловом рудниках в Трепке приходится на 1303 год нашей эры. Сегодня залежи олова и цинка в Трепке считаются самыми большими в Европе. В целом, запасы руд, открытые в настоящее время в Трепке, превышают 62 миллиона тонн, чего при современном уровне добычи хватит на 50 лет. До начала Второй мировой войны англичане модернизировали трепковские шахты, а после захвата Сербии Гитлером, немцы отправляли всю трепковскую руду в Германию для производства оружия. После Второй мировой войны и освобождения от фашистов, Югославия инвестировала огромные средства в развитие рудодобывающей промышленности в Косово, и в  трепковские шахты. В 90-е годы в этих шахтах было установлено современное оборудование из Швеции. По оценке специалистов, в настоящем Трепка может добывать ежегодно по 180 тысяч тон олова и 40 тысяч тон цинка, а к 2001 году ее продажи достигнут 500 миллионов долларов США в год.

В Нью Йорк Таймз за 8 июля 1998 года, в примерно за пол года до начала войны в Косово, была опубликована пророческая статья, в которой борьба за право обладания рудниками была указана как основная причина конфликта между Югославией и косовскими албанцами — так и случилось.

Дарды восточной Азии

Что касается данных о дардах Индии, то они не столько противоречивы, сколько фантастичны. Легенда о муравьях-золотокопах была пересказана многими авторами античности. Одна из гипотез по этому поводу утверждает, что на самом деле это были не муравьи, а сурки, которые вырывали норы в земле на золотоносных участках, и таким образом выбрасывали наружу породу, содержащую золотой песок. А рассказы об агрессивности этих «муравьев» были в действительности выдуманы местными золотоискателями для того, чтобы отпугнуть конкурентов.

Интересен устрашающий рассказ арабского путешественника Бузург ибн Шахрияром (Чудеса Индии, Москва 1959, стр. 87):

«Путешественник, побывавший в Индии, рассказывал мне, что самые прекрасные драгоценности и редкие алмазы добываются в стране Кашмир. Есть там долина, расположенная между двумя горами; в ней постоянно горит огонь — днём и ночью, зимой и летом. Только беднейшие из индусов ходят туда за алмазами; никто, кроме них, не отваживается проникать в эти опасные места. Собирается отряд храбрецов и направляется к долине; там они закалывают тощих овец, режут их на части, кладут на чашку метательной машины и сбрасывают в долину, кусок за куском. Приблизиться к этому месту совершенно невозможно по нескольким причинам: во-первых, этому препятствует жар пламени, во-вторых, около огня в огромном количестве кишат змеи и всякие другие гады, которые не замедлили бы погубить смельчака. На разбросанные по долине куски мяса слетается множество орлов; если кусок падает далеко от огня, орёл хватает его и поднимает вверх. Люди при виде этого следуют за птицей, куда бы она ни полетела. Иногда алмазы падают с мяса на лету, а иногда орёл куда-нибудь спускается, тогда охотники находят алмазы в том месте, где орел съел добычу. Если мясо падает в огонь, оно сгорает; если орёл, опускаясь за этим куском мяса, подлетает слишком близко к огню, он также сгорает дотла. А иногда случается, что птица успевает схватить кусок, прежде чем он упадет на землю. Вот каким образом добываются эти алмазы; а люди, собирающие их, большей частью погибают либо от змей, либо от огня. Местные цари — большие любители алмазов; они всячески стремятся их приобретать и стараются набрать побольше искателей алмазов. За такими искателями установлен строгий надзор, а причина тому — великолепие и высокая цена этих камней».

Существует незначительные расхождения в произношении названия этого народа, которое можно объяснить тем, что некоторые данные дошли до историков не из первых рук, успев претерпеть некоторые фонетические мутации. Но тот факт, что это название дошло до нас из древнегреческих и древнеиндийских источников, заставляет относиться с доверием к предположению, что сам народ очень древний.

На территории проживания дардов в восточной Азии в течение последних столетий происходила интенсивная смена религии и этнического состава, что привело к исчезновению культуры дардов. И то, что сами дарды сегодня не называют себя дардами, говорит о необратимости процесса смены культур. Достаточно упомянуть, что само название «Дардистан» не современное пакистанское, но было предложено Г. В. Лейтнером, посетившего в конце прошлого века, районы проживания дардов.

В случае с дардами Балкан и Малой Азии у нас было множество повторяющихся топонимов, которые указывают на возможное родство дардов, а также и летописные свидетельства.

Сравнивая Индию и Средиземноморье, можно констатировать повторяющиеся топонимы и этнонимы говорящие о миграции, однако у нас нет ни одного письменного свидетельства о том, что носители этих этнонимов мигрировали между Индией и Средиземноморьем.

В Махабхарате — древнеиндийском эпосе, повествующем о событиях на севере Индии в первом тысячелетии до нашей эры, помимо народа дарада упоминаются этнонимы, сходные с названиями народов, населявших Средиземноморье в конце второго тысячелетия до нашей эры: в Индии это бхарата, куру, яваны, ванаи, варвары, бреги, меру, шаки, ладаки, матсьи, шурасена что очень похоже на бритов, куретов, ионийцев, венетов, берберов, фригийцев (брегийцев-обриков), мерое, киммеров-гомеров, саков, лидийцев, мисийцев, турсенов.

Дарды Индии, как и пеласги Средиземноморья, принадлежали к индоевропейской группе народов, которых, как и пеласгов, в индийских летописях называли варварами, или млеччхами, что в переводе буквально означает говорящие с акцентом, и что могло обозначать иностранцев.

Современные лингвисты считают, что дардский язык принадлежит к группе индоевропейских языков, который мало отличается от санскрита, но который сохранил очень много архаических форм. Предполагают, что индоарийский и дардский языки являются двумя ветвями, одновременно отошедшими от одного протоиндоарийского языка. Насколько сильны были различия между индоарийскими и дардскими языками в эпоху, описываемую в Махабхарате, сегодня неизвестно. Возможно в древней Индии деление на варваров и не варваров, богов периода ведического санскрита — Индра, Варуна, Агни, и более поздних индуистских богов времён создания индийского эпоса Махабхараты — Вишну, Шива, Брахма.

Дарды Индии, как и дарды Балкан, были самым консервативным, воинственным и независимым этническим народом, дает нам возможность провести параллели. Вполне возможно, что как раз этот пресловутый консерватизм и был причиной их исчезновения. Однако, скорее всего исчезновение дардов — это результат этнической чистки, которая началась в восьмом веке нашей эры и достигла необратимого успеха в 12 веке нашей эры. Уничтожалось все, что было связано с историей, культурой и религией местного населения; десятки тысяч древних индийских храмов были уничтожены и на их месте возводились мечети; поощрялись религиозные репрессии и дискриминация остаткам народов, которые проживали на завоеванной территории. Как писал французский писатель Франсуа Гаутьер (Rewriting Indian History by Francois Gautier)

«Нужно сказать сразу: резня учинённая мусульманами в Индии не имеет параллелей в истории человечества; по своим масштабам она превосходит холокост евреев нацистами; больше, чем бойня армян турками; более масштабная, чем даже уничтожение коренного населения Южной Америки испанскими и португальскими захватчиками».

Насколько агрессивным и кровавым процесс колонизации был раньше можно судить по индо-пакистанскому конфликту 1971 года, в котором миллионы хинду были уничтожены и 10 миллионов изгнаны из Бенгалии в Индию. Сегодня мусульманский Пакистан, уже ядерная держава, претендующая на господство в Кашмире. Пакистан провоцирует Индию на новый конфликт, который может закончиться ядерным холокостом для всего человечества.

Возвращаясь к историческим сравнениям, можно отметить, что дарды Индии, так и дарды Средиземноморья славились своей музыкальностью.

У древних индийцев наряду с топонимом с основой дард, в ходу были и личные имена с основой -Дард (правитель Дарада), а также и главный город Дарады назывался Даратпура, первоначально столицей малоазиатской Дардании был город Дардан, и только некоторое время спустя столица была перенесена в новый город — Скопы.

Как и пеласги Греции, дарды Индии были искусными землепашцами, знаменитыми добытчиками металлов и селились в районах, необычайно богатых залежами золота. Скорее всего, это был не кочевой, а оседлый народ, занявший прочное положение в сельскохозяйственной нише, но постепенно, с ходом тысячелетий, все больше и больше перенимавший скотоводство от соседних кочевых народов, в свою очередь, обучая своих соседей искусству земледелия. Естественно все эти параллели не являются уникальными, и поэтому делать однозначные выводы на их основании, просто опасно.

Атласские горы

Дарды Африки

Сведения о дарадах Африки также весьма немногочисленны. Однако важно отметить схожую с северной Индией, и Средиземноморьем топонимику с основой -дард- — есть река с названием Дар’а, Дарадус, Дарас или Дарт, берущая начало на склонах Высокого Атласа.

На самом деле есть две реки: одна, текущая на юго-запад с гор Атласа, которая сегодня называется Драа, но которая в прошлом называлась Дарда; вторая река, текущая с гор Атласа на север к Гибралтарскому проливу, даже в наше время называется Дарда.

Нам также известно, что Атлас был дедом по материнской линии у Дардана, сына Зевса, которого согласно легендам считают основателем троянской династии.

Эта область населена в основном Берберо-говорящими племенами и цветным населением, которое можно разделить на абидов — рабов привозимых из Сахары, и гаратинов, которые имеют чёрную кожу, но чьи черты не негроидные, и которые считаются самыми древними жителями этой местности.

История берберов в странах Магриба начинается примерно во II тыс. до н. э. , они пережили финикийскую и древнеримскую цивилизации, следы которых сохранились до настоящего времени на территории стран Магриба . Эль-Магриб — «там, где закат», так называли страны Африки к западу от Египта. Несколько египетских фараонов и «Римских Пап» были из берберских народов.

ПЕЛАСГИ

Теперь самое время перейти к рассмотрению вопросов: кто такие пеласги, где и когда они жили?

В целом скудность материалов относительно пеласгов поражает, учитывая то, что согласно преданиям пеласги проживали на всей территории Греции в древние времена.

Главными источниками, рассказывающими о пеласгах, являются работы Геродота, Страбона и Павсания.

Важную информацию предоставляет Библия, поскольку есть все основания предполагать, что филистимляне упоминаемые в Библии как раз и были теми самыми пеласгами, о которых писали историки античности. Для того, чтобы все эти высказывания не показались голословными, в нескольких последующих главах предоставляется информация как из античных историков, так и из уст историков нашего времени.

Пеласги Греции, Малой Азии и Италии
Дардания Балканского полуострова

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*