Вторник , 19 Март 2024

Данайцы

Данайцы (Dahae, греч. Δάαι) — многочисленный народ скифского племени, живущий в Причерноморье, и на восточном берегу Каспийского моря, в долинах рек Оксе и Марге (греч.Μάργος), ныне Дагестан.

Скифы были храбрыми и умелыми воинами, довольно часто скифские воины служили по найму в персидском войске царя Дария, в греческом войске Александра и Антиоха.

Первоначальное название жителей Аргоса было данайцы — danaans, — так называли греков. На ведическом санскрите Дану — danu —  река(родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, Дунай)

Аргос (греч. Άργος) — город в Греции, основанный в 2000 году до н. э. не далеко от древнейших городов Микен и Тиринфа, которые известны по поэмам Гомера, как царство Агамемнона и первого центра дорийского могущества на Пелопоннесе. Аргос был постоянным военным соперником Спарты.

Согласно древнегреческой мифологии Данай был сыном царя Египта Бела, и отец 50 дочерей Данаид. Легендарный царь Данай не поделил власть со своим братом близнецом Эгиптом, у которого было 50 сыновей. Данаиды должны были против своей воли и воли Даная выйти замуж за сыновей своего дяди Эгипта.

Вместе с отцом Данаиды бежали из Египта в Аргос, где Данай получил царскую власть от Геланора, но был убит своим зятем Линкеем, который воцарился в Аргосе.

Данай и царь Аргоса Пеласг оказали сопротивление преследовавшим их 50 юношам, но потерпели поражение, и Данай посоветовал своим дочерям, убить женихов в брачную ночь.

Все дочери, противившиеся брачному союзу, последовали совету отца, кроме младшей дочери Гиперместры, сохранившей жизнь своему жениху Линкею. В Тартаре, подземной царстве Аида, Данаиды были наказаны за убийство своих мужей, они должны были носить воду в бездонную чашу.

С древних времён сохранилось крылатое выражение «работа данаид», что означает «бессмысленная работа».

История Данаид изложена в оде Пиндара «Пифии» и в трагедии Эсхила «Умоляющие о защите», где Данаиды выступают как коллективный персонаж, хоровая группа в единственной из сохранившихся трилогий о Данаидах.


Даная (Danah) по древнегреческой мифологии была  дочерью Аганиппы и аргосского царя Акрисия (Hyg. Fab. 63), которому Дельфийские оракулы предсказали смерть от руки внука.

Царь Акрисия приказал заключить свою дочь Данаю в медную башню, и охранять её от всех смертных, но в её судьбу вмешались боги.

Громовержец Зевс пролился золотым дождём на Данаю и она родила легендарного героя Персея.

По приказу отца Даная с сыном Персеем была брошено в море в заколоченном ящике, который прибило по воле волн к острову Сериф, где его вытащил на берег Диктис, и спас Данаю и младенца Персея.

Царь острова Полидект, брат Диктиса, влюбившись в Данаю, преследовал её, и чтобы возмужавший сын Данаи не мешал ему, отправил Персея за головой Медузы горгоны.

Богиня Афина, заклятый враг Медузы, помогала Персею в геройском подвиге. Она показала Персею изваяния всех трёх горгон, чтобы воитель смог отличить Медузу Горгону от её бессмертных сестер – Сфено и Эвриалы. Афина предупредила, что если Персей не хочет окаменеть, то он, убивая Медузу, должен глядеть не на неё саму, а на её зеркальное отражение в  щите, который Афина подарила Персею.

Персею помог и бог Гермес. Он вручил юноше алмазный серп, которым мог отрубить голову Медузы. Персею  нужны были ещё крылатые сандалии, волшебная сумка для хранения отрезанной головы и шапка-невидимка подземного бога Аида. Все эти вещи хранились у стигийских нимф. У подножья западных гор Персей узнал у сестёр горгон – грайи (олицетворения старости), у которых на троих был всего один глаз и один зуб, где живут стигийские нимфы.

Отправившись к стигийским нимфам, Персей взял у них крылатые сандалии, сумку и шапку-невидимку. Затем он полетел в страну гипербореев, где среди окаменевших статуй людей и животных, взглянувших на Медузу, нашёл спящих горгон. Глядя не на саму Медузу, а на её отражение в подаренном Афиной щите, Персей отрубил алмазным серпом голову чудовища. Из мертвого тела Горгоны воспарили ввысь крылатый конь Пегас и воин Хрисаор с золотым мечом, которых Медуза зачала от бога Посейдона в одном из храмов Афины.

Вернувшись на остров Сериф, Персей показал царю Полидекту голову Медузы Горгоны, от одного взгляда Гаргоны царь превратился в камень. Крылатые сандалии, волшебная сумка и шапка-невидимка Аида были возвращены стигийским нимфам.

Диктис стал царём острова Сериф, а Даная с сыном Персеем отправились в Аргос, чтобы повидать своего отца царя Акрисия. Узнав об этом, бросивший его ранее в море дед Акрисий, сбежал в город Лариссу. Через некоторое время царь Лариссы Тевтамид пригласил Персея участвовать в атлетических играх.

Во время спортивных игр, метнув диск, Персей случайно попал в аргосского царя Акрисия, отца Данаи, и своего деда,  и убил его, как и было предсказано Пифией. (Apollod. II 4, 1-4; Hyg. Fab. 63). Так исполнилось данное ему пророчество.

Миф о Данае вдохновил своим сюжетом многих художников эпохи Возрождения Корреджо, Рембрандта,Тициана («Даная», 1554 г.), создавших бессмертные произведения.

Александр Сергеевич Пушкин также использовал некоторые эпизоды древнегреческой легенды о царице Данае и её сыне в стихотворной поэме «Сказка о царе Салтане о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди.»

Крепость Троя

Во время Троянской войны (XIII—XII вв. до н. э) во главе войска греков стоял царь Аргоса Агамемнон. Виновна ли Елена Прекрасная в Троянской войне? 

Описывая события Троянской войны, Гомер называет всех греков Данайцами (Данаи — Danai, греч. Δαναοί) .

 «Бойтесь данайцев дары приносящих!» — «греч. Φοβοῦ τοὺς Δαναοὺς καὶ δῶρα φέροντας (Побойтесь Danaoús кои дары приносят); латин. Timeo danaos et dona ferentes».

 Дары данайцев.

Более 10 лет Данайцы, то есть греки, безуспешно осаждали Трою, почти потеряв надежду на успех, они решили пойти на хитрость. По предложению Одиссея они построили огромного деревянного коня, превышающего своими размерами городские ворота Трои. Внутри коня, оставленного на берегу моря, спрятался отряд лучших ахейских воинов. Для того, чтобы убедить троянцев, что осада города прекращена, войско ахейцев сожгли свой лагерь, сели на корабли и отплыли от побережья Троады.

ТРОЯ — ВИЛУША  (Wilusa -Вильно = «вольная»)- 1300-г.-до-н.э.

На самом же деле ахейские корабли укрылись недалеко от острова Тенедос.
Троянцы вышли на пустынный берег и, увидев «дар данайцев», они решили принести деревянного коня в дар богине Афине и затащить его в город, несмотря на предостережения пророчицы Кассандры и жреца Лаокоона: «Бойтесь данайцев дары приносящих!» — «Timeo danaos et dona ferentes», затащили деревянного коня в Трою, сломав городские ворота.

Римский поэт Публий Вергилий Марон (70—19 до н. э.), в поэме «Энеида» (песнь 2, ст. 15), сделал латинский перевод поэмы «Одиссея» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX века до н. э.). На латинском языке у Публия Марона эта фраза звучит так:

«Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes» [квидквид ид эст, тимэо данаос эт дона фэрэнтэс] — «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!».

Богиня Афина Паллада (др.греч. Παλλς Ἀθηνᾶ -Афина-Воительница) , помогавшая данайцам в Троянской войне, наслала на жреца Лаокоона огромных змей, которые задушили предсказателя и его сыновей.

Эта сцена запечатлена в известной древнегреческой скульптуре Агесандра, Афинодора и Полидора(I века до н. э.).

Ночью данайские (греческие) воины вышли из чрева коня, перебили стражу у городских ворот и впустили в Трою, вернувшееся на кораблях войско. Троя была взята данайцами, в бою погибли все троянцы, кроме троянского героя Энея, сына Анхиза , получившего от богов повеление бежать из Трои, для возрождения славы в другом месте (Древний Рим). Женщины Трои стали пленницами и рабынями победителей.

«Бойтесь данайцев дары приносящих!» — это возглас предостережения от получения любого дара врага, или уступок со стороны неприятеля. Звучит, как призыв к бдительности, к осторожности, против лицемерных подарков врагов. Иносказательные слова «дары данайцев» означают дары, гибельные для получающего их, а выражение «Троянский конь», употребляемое в значении: «тайный, коварный замысел врага».

Что ели древние греки и жители Помпеи?
Этрусский подарок

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*