Среда , 25 Ноябрь 2020
Домой / Язык – душа народа / Что в имени Киргизы ?

Что в имени Киргизы ?

ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии
Сергей Дарда.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ЛИНГВИСТИКА.

  Глава 16. Катиджавар-Крым, или что означает имя Сергей.

Что в имени Киргизы ?

Если крымская Сугдея у славян произносилась как Сурожь, то, вероятно, и само название народа сугдийцев/согдийцев у славян произносилось как сурожане или сурожцы; древние троянцы возможно называли согдийцев сергестцами. Учитывая склонность у звуков С и К меняться местами, одним из вероятных названий сергестов могло быть кергесты, что очень близко к современному этнониму киргизы. Есть ли что-то общее между согдийцами и киргизами? Возможно, никакой связи между киргизами и согдийцами нет, но, тем не менее, я позволю себе изложить ряд бесспорных фактов, между которыми может существовать связь.

Вопрос этногенеза киргизов довольно таки запутанный, и на сегодняшний день окончательной и общепризнанной теории нет. Споры по вопросу истории киргизов продолжаются второе столетие; единственное, в чем никто не сомневается, так это в том, что киргизский народ является одним из самых древних современных народов Средней Азии. Споры о происхождении киргизов вызваны тем, что помимо киргизов собственно современной Киргизии, много киргизов кочует в горных районах Афганистана, Пакистана, в горах Памира и Тянь-Шаня.

Киргизы также проживали в южной Сибири на Енисее – 2500 километров на северо-восток от киргизов Тянь-Шаня. Вопрос о том, есть ли связь между киргизами Тянь-Шаня и киргизами Енисея, и если есть, то в каком направлении происходила миграция, до сих пор открытый. Одни историки считают, что миграция происходила из Енисея в Тянь-Шань, другие – что никакой связи между киргизами Тянь-Шаня и Енисея нет.

Киргизы Енисея.

Считают что в летописях Сы-ма-цяня, впервые упоминаются енисейские киргизы под именами Гэ-Гунь в связи с событиями 201 года до нашей эры. В других китайских летописях приблизительно того же периода неоднократно упоминаются киргизы как народ Гэ-Гунь/Гянь-Гунь/Цзянь-Кунь/Кыр-Кунь – согласно разной интерпретации чтения китайских иероглифов. О киргизах Енисея середины-конца первого тысячелетия нашей эры китайские летописи писали, что они находились на высокой степени цивилизации и

«Они занимались земледелием и скотоводством; умели разрабатывать золото, железо и олово» (Брокгауз и Эфрон).

Основываясь на данных китайских историков, вот что писал о енисейских киргизах того времени В. В. Бартольд в своей монографии Киргизы:

«Черты наружности перечисляются не при описании Бо-ма, но при описании киргиз: «рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза».

Такие же черты наружности, так мало соответствующие современному киргизскому типу — «красные волосы и белая кожа» приписываются киргизам в рассказе персидского автора 11 века Гардизи, заимствованном, по-видимому, у писавшего в 7 веке (умер 757 г.) Ибн-Мукаффы: по этим признакам Ибн-Мукаффа считал киргизов родственниками славян. Китайцы говорят ещё, что по языку киргизы отличались от Бо-ма; приводится несколько киргизских слов (например, слово ай — месяц), из которых видно, что киргизы уже в то время говорили на одном из наречий турецкого языка. К туркам по языку причисляют киргиз и мусульманские авторы.

Из всего этого, по-видимому, можно заключить, что киргизы были отуреченными енисейскими остяками и вели войны со своими родичами, сохранившими свой прежний язык. У енисейских остяков сохранились предания о нападении на них «сверху», т. е. с юга, могущественного народа килики; но, конечно, эти предания могут относится и к более поздним событиям.
Народ Бо-ма не достигает политического объединения; каждая община имела своего начальника, независимо от других, тогда как во главе киргиз стоял единоличный владетель, носящий в китайской истории титул «ажо». Ни в турецких, ни в других, кроме китайских, источниках этого титула нет; проф. Н. Н. Кузьмин думает узнать его в русском документе 1701 года, где упоминается

«езерский (езеры – один из киргизских родов) судья Ожо» (ниже Ожо и Оджа). В документе 1700 года встречается имя Ботиажо, причём вторую часть этого имени можно толковать как титул».

В 758 году енисейские киргизы были завоеваны уйгурами, но уже в 840 году киргизы отвоевали свободу. Китайские летописи упоминали, что язык киргизов этого времени был сходный с языком уйгуров (тюрко-язычный народ).

В арабских летописях восьмого века нашей эры для киргизов Енисея появляется современное название киргизы. В девятом веке киргизы завоевали Монголию, имели дружеские отношения с таджиками, арабами и Китаем, а правитель киргиз принадлежал к династии, родственной китайской правящей династии. В это время у енисейских киргизов был свой алфавит и письмо, они добывали металлы и мускус на экспорт, причём в те годы киргизский мускус считался одним из лучших, приравнивался к тибетскому по качеству, после которого шёл согдийский мускус из района реки Зарафшан. Арабские купцы привозили к киргизам караваны шёлка.

 

В эту эпоху китайские летописи называют киргизов хагасами и харгисами, а государство их считалось вторым по величине в этом регионе и простиралось от Енисея до Байкала на восток, до реки Обь на запад и до Тибета на юге. Путь к енисейским киргизам для китайцев лежал через горы Тань-мань — «чёрные горы», — так в китайских летописях назывались Саянские горы. Река Енисей в то время носила название Кем или Кэм; только позже тунгусы переименовали её в Енисей, Ионеси — «большая вода» (В. В, Бартольд, Киргизы, стр.14).

К юго-западу от киргиз, между Саянами и Алтаем жил народ Азы; на востоке соседями киргиз был народ Ду-бо/Туба, который отождествляют с современными самоедами; на юго-востоке соседями киргиз были Курыкан/Кури/Фури (считавшиеся киргизским народом, говорящем на отличном от киргизского языке, — предположительно, предки якутов) и Баргуты/Баргу/Буруты; соседние народы часто называли киргизов бурутами.

Учитывая, что западными соседями Енисейских киргизов был народ кимаки, проживавшие в те годы на реке Иртыш, можно предположить, что либо кимаки и киргизы были родственными народами, либо до появления киргиз на реке Кем/Енисей, там жили кимаки, от которых и сама река вероятно называлась Кем (еще до сих пор ханты называют эту реку Каменная Обь – возможно есть какая-то связь между словами Кемь и камни), но после прихода киргизоы кимаки мигрировали на запад. Вполне возможно, что современные фино-угорцы коми являются родственниками енисейских кимаков, а современная река Кама названа коми, жившими в прошлом на Каме, в память о реке, которая сегодня называется Кем/Енисеем.

Если это не так, то тогда очень трудно объяснить следующий факт: современный народ коми называют зырянами, а встарь называли сырьянами, серьянами, сурьянами. Манси называют коми saran, а ханты – saranjax (М. Фасмер). Возможно, что коми и киргизы мигрировали от Енисея за Урал совместно, так как коми называют коми-зырянами. Любопытно, что хантийская форма SARANJAX почти совпадает со славянской СУРОНЖ.

(Геродот (3.9, 3.17) писал про племя Сарангов, которое проживало где-то в Азии возле реки Акес. Интересно и то, что современный самоедский народ, проживающий на реке Кон, притоке Енисея выше Красноярска, называется камасинцы, как предполагают, этот этноним связан с гидронимом Кон; а народ самоядь был также и соседом камской коми.

Множество этнонимов и топонимов кимаков/коми в Средиземноморье, Индии и Средней Азии: народ камуны в Реции, озеро Ком возле Альп, город Ком в Кельтике, Коммисена в Парфии-Армении, Кима в Ионии и Эолии, иранский коневодческий народ камбоджа, упоминаемый в Махабхарате, и локализируемый согласно одним – на севере Пакистана, согласно другим – н юге Киргизстана в горах Памира (Г. М. Бондар-Левин, Индия в древности, стр. 217); народ Коми упоминал Птолемей (6.11) на юге Бактрии, а также народ Комеди (Комоеды?) на юге страны Саков. Любопытно, что в древних легендах индийцев упоминались Киннары, — добрые полубоги с конскими головами. В мифологии древней Греции упоминаются Кентавры, полулюди полукони.

Геракл и кентавр Несус с Дейанирой, кратер- 520-500 г. до н.э.Черветери,

В греческой мифологии древний народ кентавры зачастую упоминаются вместе с другим древним народом – лапифами, о которых Страбон писал, что они принадлежат к пеласгийским народам (Страбон, 10.5.20), и с которым у кентавров была битва, в которой победили лапифы. Геракл и пелопиды вели войны с кентаврами и лапифами, в которых почти все кентавры и лапифы были уничтожены (Аполлодор, 2.5.4, 2.7.7), но часть уцелевших кентавров взял под свою защиту Посейдон. Бросается в глаза не только сходство названий – Киннары, Кентавры, но также и созвучие с общеславянским словом конь, лошадь, а также покровительство водного бога Посейдона, священным животным которого был конь.

Геракл и кентавр Херон- 520-510 гг. до н.э

Одна из старых форм произношения слова конькомонь, что могло быть исходной формой для образования этнонимов коми, кимак, камбоджи, что возможно буквально значило коневоды. Имя персидского царя, которое греки произносили как Камбиз, у персов звучало как Kambujiya.

Любопытно, что существует необъяснимый разброс слов обозначающих лошадь в индоевропейских языках, в том числе и славянских,  конь и лошадь считаются словами заимствованным из санскрита.

Лошадь на санскрите asvas — ашваз, на хеттском asuwa, на аккадском sisu, на авестийском aspa, на русском лошадь, на литовском asva — ашва, на иврите сус , на французском cheval — конь (ШВАЛЬ), cavalier — всадник (Шевалье, КАВАЛЕР)

Конь от санскрита Ек+вос — héḱ+wos – «быстрый конь», PIE корня *ekwo— на венетском eku, на латинском equus, англо-саксонский eoh,
хинди гхора,   Proto-Germanic *wegja- , Old Frisian wegk-, Old Saxon wigg, Old Norse vigg; Spanish caballo (от слова КОБЫЛА)— кавалер.

Конь — жеребец от PIE корня *kers- ЖЕРЕбец, Proto-Germanic *harss-, Latin currereКОРЬЕР, Old Norse hross, Old Frisian hors, Old Saxon hors, на староирландском ech, Middle Dutch ors, Dutch ros , Old High German hros, German Roß , Old English hors, на английском horse, Greek ιπποςhippos — ГИППОС, на гальском epo.

В десятом веке киргизов покорил монгольский народ кытаи, который в течении длительного времени господствовал в том регионе, включая север современного Китая; именно от названия этого народа мы и называем Китай Китаем (В. В, Бартольд, Киргизы, стр.24), хотя, строго говоря, это неправильно, так как народ, называемый нами китайцами называет себя чинами/синами, откуда и этноним China в английском языке, по имени правителей династии Чин, правившей во втором веке до нашей эры.

В двенадцатом веке киргизов покорил Чингисхан; упоминалось, что в его эпоху киргизами правил Урус-Инал, а В. Бартольд пишет, что рассказ о покорении киргизов Джучи-ханом, сыном Чингис-хана, сохранился и у киргизов Тянь-Шаня. В этот период появляется легенда о происхождении киргизов, в которой этимология этнонима киргиз возводится к двум основам: кырк-кыз, означающее сорок-дев. Арабский автор Рашид-ад-дин писал о том, что помимо сельского хозяйства и металлургии, в эти годы у киргиз развивается шёлковая индустрия: в стране киргизов поселились китайские ремесленники, организовавшие местное производство шёлковых тканей, — случай для этого региона уникальный.

Русские летописи времен завоевания Сибири в 17 веке упоминают четыре киргизских княжества: Тубинское, Езерское, Алтырское и Алтысарское. Русские летописи 18 века сообщают, что еще в 18 веке у енисейских киргизов существовало два самоназвания – киргизы и алатоолук кыргыздар, что означает алатауские киргизы (Народы Мира. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 2. стр. 157), за что енисейских киргизов называли алатырцами. В этот период енисейские киргизы оказались в трудном политическом положении – между русскими, ойратами (калмыками) и монголами, и вынуждены были вступать в политический союз то с одними, то с другими. Считается что в 18 веке киргизов Енисея не стало после того, как за «неподчинение налоговой милиции» калмыки угнали к себе почти всех енисейских киргизов; небольшая часть оставшихся на Енисее киргизов растворилась в других народах. Вероятно племя саргаты, проживающее в Томской области возле реки Обь, а также народ тофалары, старое название которого каргасы (по имени одной из родоплеменных груп), проживающее в Иркутской области, являются остатками енисейских киргизов, сохранивших в употреблении древние этнонимы.

Киргизы Тянь-Шаня.

Что касается киргизов Тянь-Шаня, то тут ситуация спорная: одни историки считают, что китайские летописи начинают их упоминать в 10 или в 13 веке нашей эры, а другие считают что первые упоминания о киргизах Тянь-Шаня появились только в 16 веке.

В русских летописях впервые киргизы Тянь-Шаня упоминаются в 16-17 веках, когда киргизы Тянь-Шаня подвергались грабежу и истреблению со стороны монголов. В 18 веке русские летописи начали отождествлять казахов и киргизов после того, как эти два народа некоторое время управлялись одним ханом, но в 19 веке уже различали сначала киргизов и киргиз-кайсаков, а затем уже просто киргизов и казахов.

Известно, что ещё триста лет назад киргизы Тянь-Шаня обитали западнее – где-то в землях современных Таджикистана и Узбекистана, откуда они были вытеснены на северо-восток. Именно тут история согдийцев пересекается с историей киргизов, ведь именно на территории современного Узбекистана и Таджикистана когда-то находилась Сугдея/Согд, южный сосед страны саков.

Согдийцы, как и саки, были, как считается, древним ираноязычным народом. В зоне влияния Согдийцев была центральная часть Согда включала район рек Зеравшан или Зарисп у Птолемея (суффикс –шан является поздней добавкой) и Кашка-Дарья, города Самарканд или Мараканд у согдийцев, возможно от Маргианы, Ташкент и горы Тянь-Шаня, и Фергана — древнее название – Паркана, вероятно, от слова паркан, ограда, — огражденная со всех сторон горами. Именно по территории Согда проходил Великий Шелковый Путь, по которому в Средиземноморье из Китая везли шёлк.

Любопытно, что Согдия и Фергана были известны тем, что в этих странах разводили лошадей какой-то особенной породы. Считалось, что эти лошади имеют небесное происхождение, и считалось, что они потеют кровью и отличаются несравнимой выносливостью. Китайцы дважды отправляли свои войска на покорение Ферганы с единственной целью, чтобы заполучить этих знаменитых лошадей. Только со второго раза ферганцы сдались и передали китайском императору тысячу этих лошадей, которые для Китая в то время являлись настоящим сокровищем — породистые лошади позарез нужны были Китаю, чтобы противостоять великолепной коннице гуннов, терроризировавших северную часть Китая.

Птолемей соседями согдийцев называл народы коми (на юге) и комеды (на востоке), что очень похоже на кимаков, западных соседей енисейских киргизов.

В 6-7 веках нашей эры Сугдея и страна Саков подчинились Тюркскому каганату. Именно с этого периода индоевропейские языки саков и согдийцев начали вытесняться тюркскими. Несмотря на это, антропологические исследования (Народы Мира. Народы Средней Азии и Казахстана) говорят о том, что смены этноса в этот период не произошло. Даже в 8 веке, когда согдийцев завоевали арабы, которые сожгли все научные и художественные произведения согдийцев и захватили контроль над Шёлковым Путём, значительной арабской миграции не было.

Как показывают антропологические исследования, в 12 веке в эпоху завоеваний Чингисхана, произошли серьезные изменения в этносе согдийцев. К 10 веку согдийский язык вышел из обихода в крупных городах, к 14 веку на согдийском языке прекратили говорить и в сельской местности, а в 16 веке согдийцев уже называли киргизами. Считается, что современный ягнобский язык, один из языков Таджикистана, является самым близким языком к согдийскому.

Современные казахи и киргизы, как этнос, являются потомками древних иранских народов -саков, согдийцев и усуней, а в современных казахском и киргизском языках, принадлежит к восточной ветви тюркских языков, тем не менее в их языке сохранилась сельскохозяйственная терминология и терминология городских ремесёл из сакского и согдийского языков. От согдийцев у киргизов остались также искусные ирригационные сооружения и собственно текстильные (хлопок, шёлк) и сельскохозяйственные технологии.

Руническая надпись из Суяба в Киргизии

Любопытно, что в долине реки Орхон (Монголия), реки Енисей, на Алтае, в Прибайкалье, в Ферганской и Таласской долинах в Средней Азии найдено огромное количество надписей руническим письмом, названным Орхоно-енисейскими надписями. Находки датируются 8-10 веками нашей эры, а алфавит, на котором сделаны надписи, близок финикийскому алфавиту; кроме множества графических соответствий, из сорока знаков Орхоно-енисейских рун имеется десять графико-звуковых соответствий с этрусским и финикийским алфавитами.

Ситуация с Орхоно-енисейскими рунами такая же, как и ситуация с древнегерманскими рунами. Все имеющиеся артефакты датируются очень поздним периодом – восьмой век нашей эры самое раннее. Учитывая степень сходства Орхоно-енисейского алфавита с финикийским алфавитом, можно предположить, что источник у обоих один и тот же. Однако в восьмом веке нашей эры в Средиземноморье уже никто не пользовался ни этрусским, ни финикийским, ни лидийским алфавитами – в ходу были более продвинутые латинский и греческий алфавиты. Таким образом заимствование знаков для Орхоно-енисейского алфавита должно было произойти в более ранний период.

По одной из гипотез Орхоно-енисейские руны были созданы на основе согдийского письма задолго до восьмого века нашей эры. Само же согдийское письмо носит большое сходство с тем самым западно-семитским алфавитом, надписи на котором ещё до сих пор не расшифрованы, и который послужил прототипом для создания финикийского алфавита, на базе которого были созданы почти все средиземноморские алфавиты классического периода.

Киргизы Птолемея.

Строго говоря, Птолемей в своей Географии ни разу не упоминал этноним киргизы. Но это не означает, что Птолемей не упоминал народ, который позже стали называть киргизами. В шестой главе Географии (6.16) Птолемей описывал народ серы, страну Серов и столицу – город Сера, которые он обозначил на восьмой карте Азии. Именно на этой карте Птолемей показал страны, которые лежали на самой границе того мира, о котором у древних греков и римлян была хоть какая-нибудь информация; дальше, на север от серов лежали неизведанные земли.

С первого взгляда восьмая карта Азии из географии Птолемея описывает местность, которую почти невозможно привязать к известным сегодня ориентирам. Чудо происходит, если эту карту Птолемея совместить с картой Алтая времен проживания там киргизов Енисея. Тогда всё становится на свои места, и можно только удивляться, что почти два тысячелетия тому назад, Птолемей довольно подробно и точно описал этот регион.

В греко-римских источниках второго века нашей эры серами называли тот народ, который находился на северо-востоке от дард, и название которого в тюркской транскрипции звучит как харгас/киргиз. Учитывая то, что политическая и географическая информация была известна средиземноморским географам только по приблизительным пересказам народов, которые соприкасались с этим регионом, то нет ничего странного в том, что у Птолемея присутствуют некоторые географические неточности, а также и этнонимы он подает либо в греческом переводе, при наличии дополнительной информации (Гипофаги, Антрофаги), либо в оригинальной транскрипции, отличающейся от греко-латинской.

Нижеприведенная таблица содержит этнонимы, топонимы и гидронимы Птолемея, которые имеют свои соответствия в альтернативных летописных источниках.

География Птолемея (6.15, 6.16) Альтернативные источники Комментарии
Страна Серов (Serica) Киргизы Енисея
Народ Авзахи (Auzacios) Народ Азы Юго-западный сосед киргизов/серов
Антрофаги (Anthrophagi) Народ Кури/Фури Юго-восточные соседи киргизов/серов
Народ Скифы Гипофаги (Scythian Hippophagi) Народ Кимаки Западные соседи киргизов/серов; Гипофаги буквально означает питающиеся кониной. Гипофагов Птолемей расположил именно там, где должен протекать Иртыш, на котором жили Кимаки. Возможно Комоеди, которых Птолемей разместил на восток от Согдийцев, это дублированная информация из альтернативного источника
Народ Раббаны (Rhabbanae) Народ Ду-бо/Туба Восточный сосед киргизов/серов
Народ Абии (Abii) Река Обь Абии Птолемея буквально находятся там, где должна протекать река Обь
Аннибские горы (Annibi Mountains) Восточно-Саянский хребет
Авзакийские горы (Auzacis Mountains) Саянский хребет
Река Ойкард (Oechardes) Енисей У Птолемея Ойкард берет начало в Авзакийских горах, в то время как Енисей пересекает Саянский хребет
Казийские, Асмирейские и Тагурийские горы (Casius, Asmiraeis, Thaguri) Алтайские горы
Отторокорские горы (Ottorocoras mountains) Тянь-Шань
Серские горы (Serici mountains) Киргизский хребет в горах Алатау

Вот что написал о серах Дж. О. Томсон (История древней географии, стр. 427):

«Во всех других источниках «шёлковые люди» изображены как очень добродушные и застенчивые, которые охотнее дожидаются, чтобы торговцы пришли к ним, чем сами предпринимают шаги в этом направлении. Упоминается, что они занимаются немым обменом товаров в пустыне или же у какой-то реки. Немой обмен действительно практиковался довольно широко в тех случаях, когда один, а иногда и оба из участвовавших в нем народов стояли на очень низкой ступени развития. Однако древние авторы, кажется, склонны преувеличивать распространение этого явления, и очень возможно, что они напрасно приписывают «шелковым людям» подобный способ торговли. Имеется также нелепое сообщение, основанное якобы на словах цейлонских послов, будто серы – рослые, рыжеволосые и голубоглазые люди, живущие за «Эмодом» (Гималаями). Юль отбрасывает это сообщение как неправдоподобное, и в самом деле непонятно, какое отношение мог иметь Цейлон к столь отдаленному народу».

Любопытно, что описание серов цейлонцами поразительно совпадает с описанием китайскими путешественниками енисейских киргиз.

В дополнение к этому можно цитировать Павсания (6.26.4), который писал о серах следующее:

«В земле серов есть насекомое, которое эллины называют сером (шелковичный червь), самими же серами он называется различно и вовсе не сером. … Известно, что остров Серия лежит в отдаленном углу Эритрейского моря (Аравийское море). Но я ещё слыхал, что не Эритрейское море, но река, которую называют Сером, образует этот остров, всё равно как дельта в Египте образуется не морем, а рекою Нилом; таким вторым островом, говорят они, является и остров Серия. Эти серы, сами и те, которые заселяют соседние с ними острова, Абасу и Сакею, принадлежат к эфиопскому племени. Другие же говорят, что они не эфиопы, а скифы, смешавшиеся с индийцами.
Прим. редактора: На древнекитайском языке слово «сер» обозначает самый продукт производства, откуда пошло и название этого народа».

То, что страны Серу, Сакею и Абасу называли островами, не было исключением для древних географов: африканскую страну Мерое тоже всегда называли островом, так как эта страна лежала оазисом в пустынной местности. Если под Сакеей подразумеваются саки, то саки были ближе к согдийцам, а если под Абасой понимать Обь/Абиев, то это ближе к киргизам Енисея.

Река Обь впервые появилась в русских летописях в 1364 году, где Обь называли Обдорой. Современные ханты знают Обь как Ас, манси – как Сос, тюрки называют эту реку Умар. Как пишет А. П. Дульзон (Древние топонимы южной Сибири Индоевропейского происхождения, стр. 2-3), гидронимы с компонентом об располагаются в замкнутом ареале (Кемеровская область, Хакассия, часть Красноярского края), где их насчитывается около 35. Объяснить этот гидроним из языков местных народов не удается, однако хорошо известно, что гидронимы с компонентами об/аб встречаются в небольшой области Средней Азии, в местах, где в прошлом проживали ираноязычные народы, на языках которых аб/об значит вода, река. По мнению А. Дульзона и других, Обь это зырянское название, которое происходит от зырянского составного слова Обва, где обснежная вода, а ва река.

Далее… Что в имени Сергей?

Что в имени Сергей?
Что в имени Сурожь-Согдия?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*