Воскресенье , 20 Август 2017
Домой / Античное Средиземноморье / Частная жизнь и обычаи этрусков

Частная жизнь и обычаи этрусков

Этрусский военный и гражданский dress.1882 - Альберт КречмераРеймон Блок. Этруски. Предсказатели будущего. Глава 6. Этрусские социальные институты и обычаи. Частная жизнь и обычаи.

Психология и душа народа нигде не выражаются более непосредственно и свободно, чем в привычках повседневной жизни. Поэтому вполне оправдан глубокий интерес к частной жизни экзотических или вымерших народов, если мы желаем хотя бы отчасти их понять.Утрату этрусской литературы, конечно, невозможно ничем возместить. Где мы найдем более подробное и достоверное изображение людей и общества, как не в комедиях, сатирах, нравоучениях, цель которых и состояла в том, чтобы изобразить его и выставить напоказ все его безумства? Если греки и римляне зачастую кажутся нам столь близкими и понятными, то именно потому, что их литература, хотя и дошедшая до нас в сильно изувеченном виде, оживляет их перед нашими глазами со всеми их достоинствами и недостатками, страхами и надеждами.kurgan-vnutri-chervet-veshhi

Рис. 23. Колонна из гробницы Барельефов. Черветери. III в. до н. э. Штукатурные рельефы изображают домашних животных и предметы повседневного обихода.

К счастью для нас, досадную потерю этрусских сочинений, отчасти, компенсирует обстановка кладбищ и гробниц, представляющая собой точное изображение форм, в которых протекала жизнь в Этрурии, и ее фона. Большое значение, которое этруски придавали посмертной судьбе человека, их вера в загробную жизнь, аналогичную земной жизни, привели к тому, что они строили подземные жилища для своих мертвых – жилища, представлявшие собой точные копии того окружения, в котором проходила их жизнь. Единственное отличие состояло в прочности и долговечности этих мрачных сооружений. maket-ris-pervootkryvateli-cherveteri

Этрусские дома делали из непрочных материалов, не устоявших перед временем и человеческой алчностью, а свои усыпальницы этруски выбивали в скалах либо строили из каменных глыб. Благодаря этому они легко пережили многие столетия, сохранив в своих непроницаемых стенах вазы, оружие, драгоценности и всевозможные предметы, положенные рядом с мертвецами, чтобы те могли ими пользоваться в другой жизни. жен.-саркофаг-этрус-дама

Весь этот материал чрезвычайно хорошо сохранился, поскольку, после того как гробница запечатывалась, в неё не проникали ни воздух, ни влага. Таким образом мы познакомились с предметами утвари, которыми этруски пользовались дома. Погибли лишь непрочные материалы, такие, как ткань, кожа и большая часть древесины; для того чтобы они сохранились, нужен сухой жаркий климат наподобие египетского.

пара-этр

До этого момента мы говорили о неживых предметах, использовавшихся этрусками. Но некоторым из их погребальных памятников, в частности настенным фрескам и барельефам, всё же удается вдохнуть настоящую жизнь в наш материал. фреска-пир-тарквиний4_o

Этруски, не довольствуясь тем, что обеспечивали мертвых всем необходимым для загробного мира, окружали их изображениями пиров, танцев и игр, которые сопровождали их жизнь на Земле и, как они надеялись, продолжатся в царстве Аида.

фреска-львы-тарквинии-3Эти поразительные картины предназначались не только для того, чтобы оживить прошлое. Этруски верили, что, как только гробница запечатывалась, эти сцены каким-то волшебным образом должны были ожить, создавая реальный фон для нового существования, которое ожидало покойного. фреска-etruschi

Погребальная живопись и скульптура открывают нам самую суть привычной жизни этрусков во всех ежедневных и ежечасных занятиях. Невозможно сомневаться в достоверности сцен, изображенных на штукатурке и на камне, происходивших перед глазами художников. Их творения изобилуют конкретными материальными деталями, полными глубокого чувства реальной жизни.фреска-маска бородатого перса-танцовщица и музыкант- 5 в. до н.э.

Посетителя, проникшего в подземные камеры Тарквинии, поражает чувство свободы и жизнерадостности, излучаемое древней живописью.фреска-тарквиний-лепарды

Мужчины и женщины бок о бок возлежат за пиршественными столами, предаваясь веселью, их окружает шумная толпа слуг, а также танцовщики и танцовщицы, словно одержимые демоническим ритмом.

фреска-танец1-Различные эпизоды счастливого существования, не знающего никаких ограничений, следуют один за другим на сырых стенах этих мрачных усыпальниц, что, конечно, тоже поражает современного туриста. фреска-тарквиний-танец

Однако, жизнь этрусских аристократов должна была представлять собой именно такую карусель роскоши и удовольствий. Возможно, древние авторы были правы, когда усматривали в таком чрезмерно беззаботном существовании причину быстрого упадка Этрусской империи. фреска-танец-1--

«Дважды в день, – пишет Диодор Сицилийский (V, 40), – накрываются изобильные столы, и в ход идёт все связанное с избыточной роскошью – цветы, платья и многочисленные серебряные кубки различной формы; но только не число рабов, ибо прислуги мало. Одни из них отличаются красотой, другие ценой своей одежды».

Жена участвовала в праздниках и пирах наравне с мужем – мы уже говорили о привилегированном положении этрусских женщин и о том, насколько оно контрастировало с подчиненностью и даже затворничеством, уделом греческих жен вплоть до эллинистической эпохи. фреска-

Греки и римляне считали такое положение скандальным и не стеснялись в нападках на мнимую аморальность этрусков. Но здесь трудно провести границу между истиной и простым непониманием со стороны другой, зачастую враждебной цивилизации. Эти презрительные или враждебные замечания повторяют два греческих историка IV века до н. э.: согласно Тимею, у этрусков было в обычае, чтобы им прислуживали нагие слуги. По словам Теопомпа, этрусские женщины свободно отдавались кому попало и часто не имели представления, кто является отцом их детей.фреска-09

Плавт, в свою очередь, упоминает в комедии «Шкатулка», что молодые этрусские девушки зарабатывали себе приданое, открыто занимаясь проституцией. Такой же обычай Геродот приписывает девушкам Лидии (I, 93). Эта параллель производит поразительное впечатление. Высказывались предположения, что лидийское происхождение этрусков, которое в античности обычно не подвергалось сомнению, навело латинского драматурга на мысль высмеять бывших врагов Рима, приписав им этот обряд, но у нас нет никаких доказательств в поддержку этой остроумной гипотезы.фреска13

На фресках и барельефах архаического периода мужчины нередко изображены полуобнаженными, одетыми лишь в нечто вроде расшитой юбки. У нас есть свидетельства, что мужская полунагота была распространена во многих средиземноморских странах того периода. Этрусский военный и гражданский dress.1882 Альберт Кречмера

Однако, этруски позаимствовали у греков короткие туники – хитоны – пестрых расцветок. Чтобы защититься от холода, они использовали по-этрусскиtebennos – плащ; иногда его вышивали или окрашивали, и от него берёт происхождение римская тога.

тога=сари

Женщины одевались в туники, ниспадающие до пола и сделанные из легкой плиссированной материи. Поверх они надевали разноцветные плащи из толстой ткани. Судя по всему, им очень нравились расшитые вещи.aryballos-piede-elmo

И мужчины, и женщины отличались любовью к роскошной обуви. Этрусская обувь была очень популярна в древней Италии.

Candelabrum Stand of a Dancing Maenad, 525-500 BCОбувь этруски делали из кожи или расшитой ткани, длинную, с высоко закрытой пяткой и острым загнутым носком. Она называлась «кальцеи репанди» — «calcei repandi» и имела восточное происхождение. При раскопках были обнаружены также более обычные низкие сандалии.богиня уни в высокой тиаре -500-480 гг. до н.э

Архаические статуэтки изображают конический головной убор – нечто вроде тока из расшитой материи, которым пользовались и мужчины и женщины. Он назывался тутулос — «tutulus», и мода на него также пришла с Востока. В более прохладных районах Паданской равнины этруски носили шляпы с огромными полями, которыми в Этрурии, похоже, пользовались лишь слуги и рабы.01-tarkvinij-prisk

Стили причёсок, естественно, очень сильно менялись в течение столетий. В раннюю эпоху мужчины носили бороды и длинные волосы, порой до самых плеч. Начиная примерно с 500 года до н. э. молодые люди коротко стригутся, наподобие греческих эфебов, и всегда бреются.Тарквиния.саркофаг, IV века до н.э.

На архаических саркофагах изображены женщины с длинными волосами, уложенными или заплетенными на уровне шеи и плеч.

фрески-дамы

Чуть позже их волосы уже свободно ниспадают кудрями по обе стороны лица. В V веке до н. э. волосы заплетают в косу, уложенную короной; в IV веке до н.э. плотные кудри снова обрамляют лицо. В поздние времена в Этрурии прижилась греческая мода на шиньон, присобранный на шее. богиня моря.-жен.-черветери-

Несмотря на такие перемены в моде, прическа этрусков неизменно свидетельствует о большой утонченности и изяществе. Насколько можно судить по фрескам, в V веке до н.э. этрусские женщины были светловолосы, или любили осветлять волосы.

золот.6-век до н.э.-украшения

В этрусском костюме важную роль всегда играли украшения. В архаический период этрусские ювелиры создавали великолепные украшения. Некоторые их работы довольно неуклюжей формы почти наверняка предназначались лишь для погребальных целей. Однако большинство ювелирных изделий украшало живых, прежде чем оказаться рядом с покойниками в качестве подарка для загробной жизни. золот.сфинксы-этруски

Оригинальность этрусских украшений кроется, прежде всего, в поразительных достижениях ювелирной техники, к рассказу о которой мы вскоре вернемся. Знатным дамам нравились фибулы, диадемы, браслеты, серьги и перстни. золот. Etruscan, Classical Period, - 5 в. до н.э.В некоторые периоды – как правило, в очень раннюю или очень позднюю эпоху – такая демонстрация роскоши была чрезмерной и несколько варварской. В то время этруски не стеснялись коллекционировать самые роскошные изделия ювелирного мастерства.

золот.Etruscan gold necklace, dated ca. 400 B.C.В VI веке до н. э., в эпоху величайших достижений этрусков, стандарты вкуса полностью соответствуют великолепию их искусства.

золот.скоробей-печать

В тусских гробницах мы находим многочисленные коробочки для косметики и лопаточки, чтобы пользоваться ею. Эти предметы клали в восхитительные бронзовые сундучки, служившие у аристократии туалетными ящичками и шкатулками для украшений.золот.кольцо -курочка - зернь - 4 в до н.э.

Согласно источникам, этруски преуспели в приготовлении любовных напитков и разбирались в лекарствах. Этруски, наверняка, уделяли большое внимание приготовлению косметических средств и красок, пользовавшихся столь большим спросом у женщин.золот.Etruscan gold, necklace ca. 550 г до н.э.

Несмотря на скудность имеющихся в нашем распоряжении источников, мы можем предположить, что в Тускии широко практиковалось искусство фармацевтики и медицины.золот. лунница и колесница солнца- 3 в до н.э.

Согласно легенде, сыновья колдуньи Цирцеи, столь опытной в ужасающем искусстве приготовления зелий, стали этрусскими князьями, по крайней мере, так говорит Гесиод в 1014-м стихе своей «Теогонии». Другие греческие авторы подчеркивают репутацию тосканцев как изготовителей медикаментов. Примечательно, что хвалят их греки, которые достигли больших успехов в медицине.

золот.брош, филигрань-рубин-5 века до н. Э.Любовь этрусков к очень свободной и очень активной физической жизни, естественно, сопровождалась углубленным исследованием лекарств против боли и болезней. Они наверняка пользовались природными целебными средствами, которые представляли собой термальные источники. Эти источники до сих пор играют немаловажную роль в тосканской экономике. 01-купание в источнике

Многие авторы римской эпохи упоминают целебные воды: fontes Clusini, которые, несомненно, следует идентифицировать со знаменитыми и в наши дни водами Кьянчиано, а также Aquae Populoniae; вероятно, их мы можем отождествить с Калданскими водами под Кампилья-Мариттима. Этруски, безусловно, были предшественниками римлян в медицинском применении термальных вод своей страны. Несомненно, именно этот факт и принес им лестную репутацию специалистов по эффективному лечению.храм Асклепия-Эскулапа греч.-рим бога врачевания

Об этрусской хирургии нам ничего не известно. Зато благодаря раскопкам мы имеем доказательства их мастерства в лечении и защите больных зубов. У скелетов из гробниц Тарквинии, Каподимонте на озере Больсена и Чивита-Кастелланы обнаружены золотые зубные коронки и мосты, причем очень лёгкие, сделанные с невероятным мастерством тосканскими ювелирами.

Вотивные дары в храме Асклепия

Вотивные дары в храме Асклепия, в благодарность за исцеление

Этот обычай, должно быть, попал в Рим при Тарквиниях. Законы Двенадцати Таблиц, датирующиеся серединой V века до н. э. – всего через пятьдесят лет после изгнания Тарквиниев, – запрещают класть в гробницы золото, за исключением того золота, из которого изготовлены зубные протезы покойных. Это свидетельствует о том, какой утонченности достигла этрусская цивилизация.фреска-Муз. из гробницы Триклиния, 470 г до н.э.

Любимым развлечением знатных мужчин и женщин были музыка, песни и игры. Существуют многочисленные свидетельства большой любви этрусков к музыке. Самым распространенным инструментом была двойная флейта, чьи резкие звуки сопровождали религиозные церемонии и различные события в частной жизни. фреска-музыканты-тарквинийСогласно греческим авторам, под пронзительный аккомпанемент флейты пекли хлеб, проводились состязания борцов и даже бичевания. Это подтверждается некоторыми фресками, например из гробницы Велиев, обнаруженной под Орвието. На них мы видим флейтиста, играющего на своем инструменте, пока пекарь месит тесто.

Согласно любопытному рассказу Элиана, греческого ритора, который жил в III веке до н.э., этрусские охотники пользовались магическим воздействием музыки на животных. Вот интересная страница из «Истории животных» Элиана (XII, 46):

«Рассказывают, что туски ловят оленей и вепрей не только при помощи сетей и псов, как это принято; гораздо чаще они прибегают к помощи музыки. Вот как это делается. Со всех сторон они выставляют сети и другие охотничьи приспособления для ловли животных. Потом выходит опытный флейтист и играет самую чистую и гармоничную мелодию. Он извлекает из флейты самые сладчайшие тона, на какие только она способна. В молчании и тишине звуки легко долетают до вершин холмов, долин и лесов и проникают в логова зверей. Звук, доходя до их ушей, сперва поражает их и пугает, но затем они не могут противиться удовольствию от музыки и, поглощенные ею, забывают и о своих детенышах, и о своих норах. Звери не любят уходить далеко от своих жилищ. Однако, они, словно зачарованные, идут вперед, и сила мелодии гонит их в сети, превращая в жертв музыки».

kithara

Таким образом, считалось, что флейтист «субуло» – subulo (сопилка), как его называли римляне, позаимствовавшие это слово из этрусского языка, – обладает таинственной властью не только над людьми, но и над миром зверей.

Слава греческого ритора Элиана, разошлась далеко за пределами родной страны. Греция и Рим никогда не скрывали своего восхищения перед этрусскими флейтистами. Возможно, в этой любви к двойной флейте следует видеть традицию, пришедшую с Востока. В Лидии и Фригии флейта также была любимым музыкальным инструментом и сопровождала оргиастические сцены во время религиозных церемоний.

Большим почётом у этрусков, судя по всему, пользовалась труба. Она была изогнутой и издавала пронзительные звуки. Струнные инструменты, такие, как лира, также изображенные на тарквинийских фресках, своими сладкими и более благородными тонами смягчали резкую песню флейт и фанфарное звучание труб.

фреска-танец-тарквиний

Певцы и танцоры, выступавшие под музыку, оживляли праздники и играли важную роль в религиозных церемониях и на погребальных играх, проводившихся в честь покойного в момент захоронения. В Этрурии, как и во многих других цивилизациях, игры и танцы имели ритуальное происхождение и характер.жен.-танцовщица-бронза

Властители Рима призывали этрусских танцовщиков и мимов, чтобы они ритмом своих движений умиротворили злых богов, наславших на город ужасный бич – чуму. жен.-танец-бронзаСогласно Ливию, это произошло в 364 году до н. э.

«В поисках способов умилостивить гнев небес были учреждены сценические игры – дело для воинского народа небывалое, ибо до тех пор единственным зрелищем были бега в цирке…

Игрецы, приглашенные из Этрурии, безо всяких песен и без действий, воспроизводящих их содержание, плясали под звуки флейты и на этрусский лад выделывали довольно красивые коленца». (VII, 2)[11].

Вот какими были танцоры и мимы, которых римляне называли «хистрионес» — «histriones» – этот термин также позаимствован у этрусков.спорт-vulci, 500-475 гг. До н.

Этрусские воины с древнейших времен учились военным танцам в гимнасиях, которые были не просто разновидностью воинской тренировки, а имели религиозный и магический смысл – они должны были привлекать внимание и завоевывать расположение богов войны.спорт-vulci, 500-475 гг. До н.э.

На фресках и скульптурных барельефах Этрурии мы видим вооруженных людей в шлемах, танцующих и стучащих копьями по щитам в такт ритму. Этот пиррический танец напоминает те танцы, которые в течение всей римской истории салии – жрецы-воины – исполняли в честь Марса. Нельзя исключить возможность, что эти жрецы имели этрусское происхождениеиз города Вейи поблизости от Рима; по крайней мере, так утверждает Сервий в комментариях к «Энеиде».боги-геракл-300 гг. до н.э

Греки справедливо отводили гимнастике и атлетике первостепенную роль при обучении. Они считали, что благодаря им человеческое тело достигнет гармонического совершенства, и верили в тесные связи между физической красотой и выдающимися способностями разума и духа. Этрусские игры, похоже, не имели такого возвышенного нравственного предназначения. квадрига коней-

На гравированных зеркалах и росписях мы часто видим изображение состязаний и скачек. Разведение лошадей почиталось у этрусков, искусных и опытных наездников. Однако были зрелища куда более кровавые и жестокие. На фресках тарквинийской гробницы Авгуров наряду с парой борцов появляется некто в маске, названный ферсу.фреска-Tomb_painting1

Ферсу натравливает огромную молоссийскую гончую на человека с головой замотанной мешком. Несчастный пытается отбиться от свирепого зверя дубинкой. Этот странный поединок, несомненно, должен был окончиться смертью одного из противников. Либо человек будет разорван собакой на куски, либо, если ему удастся поразить ее своим оружием, страшной угрозе подвергнется уже сам ферсу. В другой части этой поразительной картины мы видим другого ферсу, участвующего в скачках.Вольтерры-надгробье-урна

Встречая подобные сцены, мы отчетливее понимаем, что жестокие гладиаторские бои римляне вполне могли позаимствовать из Тосканы, либо непосредственно, как утверждает Николай Дамасский, историк эпохи Августа, либо через Кампанию. Эти игры, проводившиеся в амфитеатрах и при республике, и при империи и разжигавшие в толпе нездоровую и неутолимую страсть, безусловно, стали для Рима печальным наследием. франсуа-7

Согласно новейшим теориям, гладиаторские бои восходят к погребальным играм Этрурии, во время которых в честь покойников устраивались безжалостные бои между противниками, отчаянно старавшимися спасти свою жизнь. Кровь убитых, пролитая на землю, должна была на какое-то время утешить и оживить мертвецов, которые – по представлениям античности – нуждались в жертвах и подношениях, чтобы сохранить часть своей жизненной энергии. франсуа-10

Munera gladiatoria – гладиаторские игры в Риме впервые провел в 264 г. до н. э. консул Децим Юний Брут по случаю похорон отца. В Риме погребальный характер этих бесчеловечных боев быстро утрачивается, и популярность игр у толпы, заслужившей вечный позор тем, что она находила наивысшее удовольствие в зрелище человеческой гибели, не знает никаких границ.

Реймон Блок. Этруски. Предсказатели будущего. Глава 6. Этрусские социальные институты и обычаи.
Социально-политическая организация этрусских городов
Экономика и торговля Этрурии
Частная жизнь и обычаи этрусков
 Глава 7.  Литература и религия этрусков

Этрусская литература
Экономика и торговля Этрурии.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*