Четверг , 18 Апрель 2024

Царица Вода — Денница

Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян.  IV. Система славянской мифологии. А. БОЖЕСТВА НЕБЕСНЫЕ.

Царица Вода — Денница

Дажьбогу или Дневному богу, засвидетельствованному Нестором, в числе киевских богов, и предполагаемому в земле вагров и бодричей, соответствует засвидетельствованная Гельмольдом плунская богиня Подага. – С солнцем, дневным богом, сопоставляется в многочисленных сербских песнях солнцева сестра – Денница (Даница), которая может быть представлена в виде утренней звезды, или  зари; в чешских глоссах читаем: «denice – aurora»:

Жарко сунце cbojoj секи каже:
«О данице, премили сестрице!«[Петрановић. Срп. н. п. Босн. I, 45]

Жаркое солнце говорит своей сестре:
«О денница, милая сестрица!»


В другой песне она называется звездой-переходницей — «звезда-преодница». [Караџuћ. Срп. н. п. I, 305]. В одной хорватской песне Денница называется солнцевой дочерью, владеющей многими дарами: красотою весны и лета, богатством богатой осени, белизной белой зимы. [Stojanovič. Sl. iz živ. Hrv. n. 252].

 

Солнцева сестра рисуется в блестящих красках, подобно описанию Солнца-сокола в болгарской песне, она сидит на серебрёном престоле, на студеной воде:

Извирала студена водица.
На водицу сребрна столица.
На столицу лијепа ћевојка,
Жуте су joj ноге до кољенах,
А злаћене руке до раменах.
Коса jojjeкита ибришима.

— Истекала студеная вода,
На воде серебреный престол,
На престоле красавица-девица:
По колена ноги её в жёлтом сиянии,
По локоть руки в золоте,
Коса шелками увита…
Прислал паша сватать эту девицу, она отвечает сватам:
Фала Богу, чуда великога!
Да ли je ce наша помамио?
Кога хоће да узме за љубу,
Да он узме Сунчеву сестрицу
Мјесечеву првобратучеду,
Даничину Богом посестриму! [Караџuћ. Срп. н. п. I, 157 и сл.]

Хвала Богу, чудо великое!
Не сошёл ли он с ума?
Кого хочет за любимую взять,
Взять Солнцеву сестрицу,
Месяцеву племянницу,
Денницыну по Богу сестрицу!


Здесь под солнцевой сестрой, вероятно, следует понимать Зарю. В Каринтии утреннюю зарю называют дъжница, словом, заключающим в себе понятие о дожде и в то же время близко сходным с именем звезды денницы.  – Макушев приводит следующие родственные Дъжнице слова: а) старо-хорватские: дажь (imber), дажьити (pluere), дажьило (ср. Ярило), дажан (imbricus, pluvius); б) хорутанско-словенские: дъжь (Regen), дъжити (regnen), дъжевен или дъжовен (regnerisch), дъжница (Regenwasser). На основании этих слов, Макушев и в Дажьбоге склонен видеть не солнечного, а дождевого бога, соответствующего италийскому Jupiter pluvius. [Срезневский. Об обож. солн. 52. О происх. сл. «Дажьбог». 71.]

«Джъница», следовательно, выражает собой понятие о плодоносной влаге, подобно заре, «выпускающей небесных коров» в ведийских гимнах, и в этом отношении может быть приравнена киевской богине Mокоши. В русских заговорах обращение к заре или звезде (утренней или вечерней) встречается весьма часто. «Заря заряница, заря красная девица!» – восклицают в заговоре. [Майков. Великорусские заклинания 32]. «Заря красная девица» здесь, без сомнения, есть солнцева сестра. В таком смысле встречаем зарю в великорусской же песне:
Заря ль моя, зоренька,
Заря, Солнцева сестрица! [Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 85]

 Авсень, Усень (латыш. Усинь), в народных обрядах непосредственно связывается с Колядой, под иноземным именем которой, как наиболее подходящая пара к возрождающемуся, весеннему солнцу – Авсеню, вероятно, скрывается, как увидим впоследствии, возрождающаяся же, с наступлением нового года, Луна, издревле служившая мерилом времени (ср. mensio = мера, mensis = месяц). В святочных маскарадах мы встречаем фигуру коня или всадника (Солнце) и кобылку (Русалку), точно так зооморфическими представителями Авсеня и Коляды, как мужского и женского элементов колядского празднества, являются святочные козёл и коза, баран и овца. Впрочем, Коляда представлялась и в образе одетой в белую сорочку девушки. В таком виде в старину возили «Коляду» в санях по Москве с песней: «Уродилась Коляда накануне Рождества». Колядские песни изображают её «прилетающею свысока», едущей «на сивом конечку», «у малёванном возочку», подобно тому, как в купальских песнях всадник Купальник везет «на возику» свою красавицу «дзеву кыбы квят».

Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян.  IV. Система славянской мифологии. А. БОЖЕСТВА НЕБЕСНЫЕ. 3. Олицетворение Солнца.

Далее… Царица Вод — Купала, Марена, Сива

 

Царица Вода - Купала, Марена, Сива
Царица Вода - Белена, Макошь и Ясонь

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*