Суббота , 19 Август 2017

Царица Вода — Денница

Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии. 3. Олицетворение Солнца. Царица Вода. в) Денница; г) Авсень (Усень)

Дажьбогу или Дневному богу, засвидетельствованному Нестором, в числе киевских богов, и предполагаемому в земле вагров и бодричей, соответствует засвидетельствованная Гельмольдом плунская богиня Подага. – С солнцем, дневным богом, сопоставляется в многочисленных сербских песнях солнцева сестра – Денница (Даница), которая может быть представлена в виде утренней звезды, или  зари; в чешских глоссах читаем: «denice – aurora»:

Жарко сунце cbojoj секи каже:
«О данице, премили сестрице!«[Петрановић. Срп. н. п. Босн. I, 45]

Жаркое солнце говорит своей сестре:
«О денница, милая сестрица!»


В другой песне она называется звездой-переходницей — «звезда-преодница». [Караџuћ. Срп. н. п. I, 305]. В одной хорватской песне Денница называется солнцевой дочерью, владеющей многими дарами: красотою весны и лета, богатством богатой осени, белизной белой зимы. [Stojanovič. Sl. iz živ. Hrv. n. 252].

Солнцева сестра рисуется в блестящих красках, подобно описанию Солнца-сокола в болгарской песне, она сидит на серебрёном престоле, на студеной воде:

Извирала студена водица.
На водицу сребрна столица.
На столицу лијепа ћевојка,
Жуте су joj ноге до кољенах,
А злаћене руке до раменах.
Коса jojjeкита ибришима.

— Истекала студеная вода,
На воде серебреный престол,
На престоле красавица-девица:
По колена ноги её в жёлтом сиянии,
По локоть руки в золоте,
Коса шелками увита…
Прислал паша сватать эту девицу, она отвечает сватам:
Фала Богу, чуда великога!
Да ли je ce наша помамио?
Кога хоће да узме за љубу,
Да он узме Сунчеву сестрицу
Мјесечеву првобратучеду,
Даничину Богом посестриму! [Караџuћ. Срп. н. п. I, 157 и сл.]

Хвала Богу, чудо великое!
Не сошёл ли он с ума?
Кого хочет за любимую взять,
Взять Солнцеву сестрицу,
Месяцеву племянницу,
Денницыну по Богу сестрицу!


Здесь под солнцевой сестрой, вероятно, следует понимать Зарю. В Каринтии утреннюю зарю называют дъжница, словом, заключающим в себе понятие о дожде и в то же время близко сходным с именем звезды денницы.  – Макушев приводит следующие родственные Дъжнице слова: а) старо-хорватские: дажь (imber), дажьити (pluere), дажьило (ср. Ярило), дажан (imbricus, pluvius); б) хорутанско-словенские: дъжь (Regen), дъжити (regnen), дъжевен или дъжовен (regnerisch), дъжница (Regenwasser). На основании этих слов, Макушев и в Дажьбоге склонен видеть не солнечного, а дождевого бога, соответствующего италийскому Jupiter pluvius. [Срезневский. Об обож. солн. 52. О происх. сл. «Дажьбог». 71.]

«Джъница», следовательно, выражает собой понятие о плодоносной влаге, подобно заре, «выпускающей небесных коров» в ведийских гимнах, и в этом отношении может быть приравнена киевской богине Mокоши. В русских заговорах обращение к заре или звезде (утренней или вечерней) встречается весьма часто. «Заря заряница, заря красная девица!» – восклицают в заговоре. [Майков. Великорусские заклинания 32]. «Заря красная девица» здесь, без сомнения, есть солнцева сестра. В таком смысле встречаем зарю в великорусской же песне:
Заря ль моя, зоренька,
Заря, Солнцева сестрица! [Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 85]

 Авсень, Усень (латыш. Усинь), в народных обрядах непосредственно связывается с Колядой, под иноземным именем которой, как наиболее подходящая пара к возрождающемуся, весеннему солнцу – Авсеню, вероятно, скрывается, как увидим впоследствии, возрождающаяся же, с наступлением нового года, Луна, издревле служившая мерилом времени (ср. mensio = мера, mensis = месяц). В святочных маскарадах мы встречаем фигуру коня или всадника (Солнце) и кобылку (Русалку), точно так зооморфическими представителями Авсеня и Коляды, как мужского и женского элементов колядского празднества, являются святочные козёл и коза, баран и овца. Впрочем, Коляда представлялась и в образе одетой в белую сорочку девушки. В таком виде в старину возили «Коляду» в санях по Москве с песней: «Уродилась Коляда накануне Рождества». Колядские песни изображают её «прилетающею свысока», едущей «на сивом конечку», «у малёванном возочку», подобно тому, как в купальских песнях всадник Купальник везет «на возику» свою красавицу «дзеву кыбы квят».

Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии. 3. Олицетворение Солнца. Царица Вод — Купала, Марена, Сива

 

Царица Вода - Купала, Марена, Сива
Царица Вода - Белена, Макошь и Ясонь

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*