Понедельник , 25 Июнь 2018
Домой / Античный Русский мир. / Царица Боспора Динамия и Аспург

Царица Боспора Динамия и Аспург

Динамия внучка Боспорского царя Митридата VI Евпатора вошла в историю Тавриды (Крыма), как единственная женщина — правительница Боспорского царства.
Единовластной правительницей Боспора Динамия стала после смерти своего мужа Асандра в 17 веке до нашей эры. Царица Динамия всемерно подчеркивала свое кровное родство с великим царём Боспора Митридатом VI Евпатором и продолжала вести антиримскую политику.

karta-ancient_greek_colonies_of_n_black_sea
Римляне стремились укрепить своё влияние не только на Босфоре, но и на Боспоре Киммерийском.
Интересы государства вынудили правительницу Боспора царицу Динамию выйти замуж за царя Полемона, ставленника Рима в Понте (Pontus). Этот брак фактически лишили Динамию единовластия царского сана и несколько лет царь Полемон и Динамия правили государством совместно. Но гордая Динамия не сдавалась, а продолжала бороться за отцовское наследство, сохранение традиций славной династии Боспора. В 1 веке до нашей эры Митридатом VI Евпатором было построено 20 крепостей, создан целый укрепленный район в Причерноморье.

karta-pontus

После гибели понтийского царя Полемона во время подавления восстания одного из сарматских племён, царица Динамия продолжила самостоятельное правление вплоть до вступления на престол своего сына Аспурга, правнука Митридата VI Евпатора.

Боспорское царство вошло в эпоху Возрождения, когда на государственный престол взошёл царевич Аспург, сын царя Асандра и Динамии. В анналах истории годы правления царя Аспурга (10 — 38 гг н.э.) называют вторым расцветом Боспорского царства.

aspurg-mitr3-kotis

Монеты Боспорского царя Аспурга (10 — 38 г.г. до н.э.)

Аспург основал сарматскую династию боспорских царей, царствовавших на Боспоре вплоть до распада Боспорского царства в VI веке н.э. Женой Аспурга была Гипепирия, уроженка Фракии. Боспорский царь Аспург взял себе второе имя Рискупорида, как это было принято у фракийских царей.

Для укрепления и стабилизации отношений с Римом, Аспург взял династическое имя в честь тогдашнего императора Рима Тиберия Юлия Цезаря Августа — второго римского императора из династии Юлиев-Клавдиев, правившего с 14 года. Имя Цезарь или царь в дальнейшем переходило ко всем правителям Боспорского царства.

Мощь страны стремительно укреплялась, главным образом, благодаря победам царя Аспурга над скифами и таврами. К царскому титулу добавляли названия покорённых племён азиатского Боспора вследствие победоносных походов на «варварские» земли: меоты, танаиты, тарпиты, тореты, псессы, синды были покорены и их земли присоединены к Боспорскому царству. Такая география в титуле боспорского царя позволяет современным ученым ориентировочно обрисовывать территорию античного Боспорского царства, куда вошли часть Крыма и Прикубанье.

Медный-Ассарий.-ΒΑCΙΛΕΩC-ΜΙΘΡIΔΑΤΟΥ

Медный-Ассарий.-ΒΑCΙΛΕΩC-ΜΙΘΡIΔΑΤΟΥ

После смерти Аспурга, престол Боспорского царства занял царь Митридат VIII (39—42 г н.э.), и продолжил борьбу за освобождение Боспорского государства от опеки Рима. Для достижения цели Митридат планировал альянс с племенами сарматов. Однако этим планам было не суждено сбыться, так как брат Митридата Котис, выдал царя Риму.

В Крыму найдены клады времён царя Митридата VIII

Рим выслал боевые отряды легионеров в поддержку своего ставленника царевича Коттиса. В результате междоусобной борьбы, развернувшейся на азиатском Боспоре, на престол Боспорского царства взошёл ставленник Римской империи Котис.

Боспорский царь Котис

В период правления боспорского царя Котиса I (45/46—62/63 гг н.э.) укрепились связи Боспорского царства с Римом, тесные взаимоотношения между государствами продолжались еще 200 лет. Боспорский царь признал свое вассальное положение перед Римской империей, называл себя «другом кесаря и другом римлян». Рим в свою очередь подтверждал право царя Котиса I на престол и оплачивал содержание боспорского войска.

Сын царицы Боспора Динамии — Аспург, правнук Митридата VI Евпатора считается родоначальником сарматской династии Боспорских царией.  Происхождение Аспурга обычно связывают с сарматской этнической средой, о чем свидетельсвует его имя, близкое этнониму «аспургиане» — “aspabara” — всадник, как считают лингвисты Л. Згуст, Й. Харматт, слово происходит от “Aspa” —  конь (на иранском). 

 Культ коня в ведическом санскрите Риг-ВедыНа санскрите «Риг-Веды»:  «Азва» — Azva — конь; конный; как конь; (№46, №47, №48. в словаре: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche)  Ек+вос — héḱ+wos – лошадь, конь. (родственные слова рус. яз.: «из+воз», воз, везёт, возить..). Конь — воплощение бога Агни (бога огня) и посредник между двумя мирами, перевозящий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конём, украшенным жемчугами. (родственные слова во франц. яз.: швал — cheval — лошадь; шевалье — chevalier —  конь; кавалер — cavalier — всадник)

Асвас — Asvas —Ашвины — «обладающие конями» или «рожденные от коня» — солнечные божества, всезнающие близнецы-целители Ашвины, «божественные врачи», помогающие в беде, приносящие богатство, дающие жизненную силу, возвращающие жизнь умершим.

Сарматы, вероято, стали опорой боспорского царя Аспурга во внешней политике, с их помощью он сумел подчинить крымских скифов и тавров.Это подчинение, разумеется, следует считать не полным включением названных народов в состав Боспорского царства, а лишь приведение их в состояние трибутно-вассальной зависимости от царя Боспора.

Цари из Сарматской династии признавались абсолютными монархами, их власть опиралась на верхушку богатейших граждан боспорского рабовладельческого общества. Правитель Боспорского царства становился пожизненным жрецом в культе римских императоров, некоторые из них обожествлялись. В честь боспорского царя Аспурга на Боспоре построили мраморный храм в дорическом стиле.

В столице Боспорского царства Пантикапее в те времена располагался царский двор с большим количеством чиновников, управителей областей, их секретарями и переводчиками. Выпуск монет не был привилегией городского самоуправления, а контролировался исключительно царем.

В начале нашей эры на Боспоре сформировался политический строй с чертами эллинистических монархий. Для него характерны подчинение монарху больших территорий со смешанным населением, широкие политические, культурные и экономические связи с разными странами, наёмная армия.

Борьба за царский престол Боспора, наполненная самыми трагическими событиями, продолжалась приблизительно до середины I века н.э. 

(по материалам И.Д. Марченко «Город Пантикапей»)

Сведения о первом государевом войске на Боспоре

Без преувеличения можно утверждать, что с аспургианами связан целый период в истории Боспорского государства, множество загадок и проблем. До VI в. н.э. аспургиане упоминаются древними авторами (Птолемеем, Геродианом, Стефаном Византийским и др.) как племя, населявшее равнинные области Северного Кавказа (Буданова В.П., 2000, с.152).

Упоминаются аспургиане и в боспорских надписях III века н.э., однако не среди народов подвластных боспорским царям, а как некоторая политическая структура или административная единица, во главе которой находится “начальник аспургиан”. На постаменте, найденном в Керчи ещё в середине прошлого века (КБН №36), перечислены высшие должностные лица Боспорского государства: “…Менестрат, сын Госемфлия, наместник царской резиденции и наместник Феодосии; Фанн, сын Сакла, хилиарх и начальник аспургиан; Фанн, сын Агафуса, главный секретарь; Харитон, сын Никефора, лохаг…”.

Противоречивость информации, содержавшейся в письменных источниках и позволяет видеть в аспургианах не этнос, как говориться у Страбона, но политическую партию, некие вооруженные отряды или даже военных колонистов. Однако целый ряд исследователей, начиная с видных учёных-антиковедов М.И. Ростовцева и И.И. Толстого, видят в них военную дружину или партию политических сторонников, последователей боспорского царя Аспурга. По мнению Н.И. Сокольского, именно из рядов аспургиан формировалась новая боспорская аристократия: у многих народов древней истории воин-всадник — это представитель элиты, опытный в военном деле и умеющий повелевать. Нет ничего необычного в том, что пришлые военные отряды (дружины) или даже целые племена занимают привилегированное положение, сосредотачивают в своих руках командные посты в социальной структуре общества.

Появление аспургиан на исторической арене связано с довольно многозначительными обстоятельствами: по сообщению Страбона, боспорский царь Полемон хотел напасть на живущих на пространстве 500 стадиев между Фанагорией и Горгиппией аспургиан под прикрытием дружбы, однако его намерения были раскрыты — он был встречен войском аспургиан, захвачен в плен и убит. Таким образом, в описываемое Страбоном время аспургиане уже прочно обосновались на Боспоре и олицетворяли оппозицию тем силам, которые способствовали полному подчинению Боспорского государства Риму.

О дате появления аспургиан на Боспоре можно судить, опираясь на археологические источники. Пожалуй самым ярким археологическим памятником можно назвать укрепленную резиденцию крупного аристократа, представителя новой знати Боспора на Таманском полуострове, возведенную в позднеэллинистическое время (II-I вв. до н.э.) на развалинах храмового комплекса, возможно святилища Афродиты Апатуры.

Обнаруженная в развалинах надпись на массивной плите: “CRUSALISKOU TUCH BA[SI]LEUS ASOANDROS FIL[OROMAIOS] — «Хрисалиска Тиха. Царь Асандр друг римлян”, — сохранила имя хозяина этой крепости — Хрисалиск. Упоминание о царе Асандре — отце Аспурга, правившем на Боспоре с 47-17 гг. до н.э., наряду с другими археологическими находками, позволяет датировать последний период существования этой крепости и связать её гибель с карательной акцией Полемона, стоившей, как уже говорилось выше, ему жизни.

На другом не менее массивном блоке была схематично изображена, стоящая на башне крепости богиня судьбы и счастья, покровительница царя Хрисалиска — Тихэ (др.-греч. Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию, судьба). На голове богини Тихэ шлем, или корона, в одной руке посох с наконечником копья внизу и ветвистым завершением вверху (змеи-?, молния-?), а в другой руке Тихе держит скипетр с навершием в виде звезды. Популярная среди аспургиан эллинистическая богиня судьбы Тихэ — римская Фортуна имела, по мнению Н.И. Сокольского, атрибуты свойственные для иранского божества. Жезл, изображенный в руке этого божества очень похож на железные скипетры из захоронений меотской знати, которые, как правило, увенчивали фигурки животных. Подобный “скипетр” оказался среди погребального инвентаря, обнаруженного в раскопанном В.М. Сысоевым в 1896 г. Курджипском кургане (IV в. до н.э.).

Исследователь этого памятника Н.И. Сокольский пришёл к выводу, что военные дружины всадники-аспургиане появляются на Азиатском Боспоре ещё в середине II в. до н.э. на гребне волны сарматизации, которая внесла свои элементы в культуру и быт Боспорского царства.

Однако чисто сарматское происхождение аспургиан вызывает большие сомнения. Сарматов традиционно связываются с азиатской частью Боспора, присутствие сарматов не отмечались ни на европейской части, ни в боспорской колонии в устье Дона — Танаисе, тогда как сарматы широко расселись в степях Причерноморья.

Помимо свидетельств о меотской принадлежности аспургиан у древних авторов мы располагаем и археологическими данными. Со времен скифского владычества в Прикубанье самой значимой ударной силой военных соединений местных племен были воины-всадники. Известно, что у сармат была распространена посадка боком, что, как считается, связано со специфичным оружием сармат длинной пикой-контосом, удержать которую можно было только двумя руками. Геродот (Herod. IV. 62) сообщает, что у скифов в святилищах бога войны Ареса железный меч водружен на специальной площадке, устроенной на вершине высокого холма. Ежегодно в жертву этому мечу приносили коней, рогатый скот и взятых в плен людей.

В Прикубанье ещё в IV веке до н.э. получило развитие довольно специфическое наступательное орудие колюще-рубящего действия — длинный, до 1 метра, меч “синдо-меотского” типа, удобный для поражения противника с коня. Интересно, что исследование технологии производства мечей аспургианского Цемдолинского могильника подтвердили связь с прикубанскими традициями: они сварены из полос сырцовой стали, кончик лезвия размером в одну треть длины клинка, подвергался закалке. Меч, у многих народов является не только знаком воинской доблести, но и основой многих воинских ритуалов. Символичность меча в погребальном ритуале аспургиан доказывают, в частности, факты преднамеренной порчи (сгибания) клинков.

Воинский могильник аспургиан в окрестности современного города Новороссийска связывает эту территорию с владениями аспургиан в системе Боспорского государства. Судя по археологическим данным, колонизация Боспором этих земель начинается в конце IV в. до н.э.. На городище у современной станицы Раевская, расположенном в предгорьях, появляется укрепленное поселение — форпост боспорян. В окресноти Новороссийска найдены всаднические захоронения, также как и в Прикубанье, здесь распространены длинные всаднические мечи “синдо-меотского” типа, а также специфический обычай класть под голову умершего миску.

Военное поселение всадников-аспургиан близ Новороссийска прикрывало с востока крупнейшие боспорские города Фанагорию и Горгиппию и их сельскохозяйственные земли (хору). Для контроля над этими территориями и для безопасного доступа через горные перевалы и ущелья боспорянами были возведены укрепленные дозорно-сторожевые пункты. Археологический материал позволяет предположить, что это происходит в середине I в. до н.э., при боспорском царе Асандре, отце Аспурга.

С правлением Асандра связано бесспорное усиление политических позиций Боспорского государства в целом. Боспорское царство обретает независимость от понтийского правителя Фарнака, в период когда тот был вовлечен в борьбу с войсками Юлия Цезаря. Свой успех в укреплении государства боспорский царь Асандр упрочил браком с Динамией, которая, как сообщает Дион Кассий, была дочерью Фарнака и внучкой Митридата Евпатора (Dio.Cass. LIV, 24, 2-6).

Появление первых казаков на Боспоре

Политическая стабильность на Боспоре возвращается при Аспурге. Он получает поддержку в Риме и в подтверждение этого был усыновлен императором Августом, получив при этом династийное имя Тиберия Юлия Цезаря. Благодаря браку с фракиянкой Гипепирией боспорский царь Аспург обретает второе, фракийское имя — Рискупорид. Однако наиболее существенной опорой его власти на Боспоре были тесные связи с местными сармато-меотскими племенами, символом которых стало третье имя этого боспорского династа — Аспург.

Именно аспургиане — военно-политическое образование, скорее всего, военные отряды, сформированные аристократической верхушкой прикубанских, сармато-меотских племён, дислоцировавшиеся на территории Азиатского Боспора, стали его надежной опорой в период прихода к власти, именно они помогли устранить политического противника Полемона, пользовавшегося в тот момент полной поддержкой Рима. В дальнейшем, на протяжении двух-трех веков, аспургиане присутствуют в политической системе Боспора, однако роль этих формирований, границы контролируемой ими территории изменялись.

В середине I в. н.э. (после смерти Аспурга в 38 г. -?) расположенная в Цемесской долине, поблизости от Цемдолинского могильника, башня-усадьба, как и многих других, была сожжена в результате жестокого набег. Гибель этих укрепленных усадеб — звеньев сигнально-сторожевой системы Боспорского царства можно расценивать как свидетельство ослабления контроля боспорских правителей над страной аспургиан. Насколько велика была автономность аспургиан от Боспора в этот период, возможно, свидетельствуют многочисленные находки монет-подражаний римским денариям с изображением идущего Марса, получивших в специальной нумизматической литературе название монет «неизвестного народа».

1-dinamiya-carica-bospora

На фото скульптурный портрет царицы Боспора Динамии.

Головной убор Динамии представляет собой скифский sagaris-topor-skifskij-amazonkaшлем или фракийский колпак, украшенный множественными изображениями царственного солнца.

Культура, религия, обычаи фракийцев сформировалась в тесном переплетении со скифской, греческой и македонской культурой и традициями.

Именно, поэтому у них можно обнаружить так много общих черт в мифах, обычаях, одежде, в предметах быта и украшениях, где особенно ярко проявился скифский звериный стиль.

В своей 5 книге Геродот пишет: «Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса

Остготы в Северном Причерноморье
Последний расцвет Боспорского государства

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*