Вторник , 23 Июль 2019
Домой / Мир средневековья / Борьба русского народа за выход к Каспийскому морю в XIII-XVII в.в.

Борьба русского народа за выход к Каспийскому морю в XIII-XVII в.в.

Каспийское море (Хвалынское море) в XVII веке становится ареной походов донских и яицких (уральских) казаков. Самой смелой из казацких экспедиций в Каспийское море был известный персидский поход Степана Разина, начавшийся в марте 1668 года. Казацкий флот состоял из 24 стругов. Казаки двигались вдоль западного побережья Каспийского моря к устью Терека, где к Разину присоединился атаман Сергей Кривой. Отсюда казаки направились к Дербенту, Баку и далее на юг. Прозимовав на полуострове Миян-Кала, они совершили набег на восточное побережье Каспия, после чего отошли к Свиному острову, близ устья Куры, где разгромили соединенный флот персов и кумыков в количестве 70 судов и захватили 33 пушки.

В связи с развитием торговли с восточными странами московское правительство приняло ряд мер к охране волжского пути. В конце XVI века с этой целью на Волге были построены города Самара, Саратов и Царицын, а в Астрахани воздвигнут каменный кремль. Однако полная безопасность плавания по Каспийскому морю могла быть обеспечена лишь созданием русских военных судов. Флот на Волге должен был укрепить положение России в бассейне Каспийского моря и помочь в случае надобности казацким флотилиям на Дону.

Первая попытка в этом направлении была сделана в XVII веке. В Нижнем Новгороде был заложен первый военный корабль, строившийся 50 русскими плотниками. Корабль около 38 метров длины и 12,5 метров ширины был построен «из сосновых досок», с плоским дном. Корабль двигался при помощи парусов, а при отсутствии ветра мог идти на веслах, он имел 12 пар весел, по два гребца на весло. Вооружение его состояло из нескольких пушек.

Корабль тронулся в путь 30 июля 1636 г., когда Волга начала уже сильно мелеть. Плавание шло без особых происшествий, если не считать задержек на перекатах. 15 сентября, через полтора месяца после выхода из Нижнего Новгорода, корабль прибыл в Астрахань. Из Астрахани он отправился в дальнейшее плавание только 10 октября. Поход по Каспийскому морю был тяжёлым и закончился катастрофой, в результате которой 14 ноября 1636 г. корабль был выброшен бурей на берег к югу от Дербента. Неудача, постигшая первый военный корабль, объясняется, прежде всего, неподготовленностью экспедиции к плаванию в бурном Каспийском море.

Необходимость создания военной флотилии на Каспийском море ясно сознавалась московским правительством. Немалое значение имело и стремление царского правительства путём создания военного флота на Волге и в Каспийском море держать в страхе «волжскую вольницу» в те годы, когда уже начиналась крестьянская война под руководством Степана Разина.

Инициатором постройки нового военного корабля «для посылок из Астрахани на Хвалынское море» был Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин, достигший в это время вершины своей славы. Нащокин ясно представлял себе огромные перспективы, которые должны были открыться для морской торговли на Каспийском море с созданием каспийской военной флотилии.

Указ о постройке военного корабля был дан 19 июня 1667 г. Для его строительства было выбрано дворцовое село Дединово, лежавшее на берегу Оки, где издавна строились речные суда, ходившие по Оке и Волге, главным образом плоскодонные струги. В числе рабочих, посланных в Дединово для постройки корабля, были русские мастера и 30 плотников, «которые наперед сего бусы и струги делывали». Таким образом, строительство корабля в Дединове осуществлялось руками русских мастеров. Материалы для корабля были также русского изготовления: железо, например, поступало с тульских и каширских заводов. Корабль, получивший позже название «Орёл», был заложен в ноябре 1667 года. Он имел длину 24,5 метров, ширину — 6,5 метров и осадку — 1,5 метров. Одновременно с ним строились ещё небольшая яхта для посыльной службы с вооружением в 6 малых пушек, один бот и две шлюпки.

Заготовка леса производилась в районе Коломны, а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы. Наблюдение за строительством кораблей было поручено Якову Полуектову. В марте 1668 г. корпус «Орла» был уже настолько готов, что потребовалась присылка в Дединово живописца и резчика для его отделки и украшения. В января 1668 г. дело с постройкой корабля обстояло так: «у корабля дно и стороны основаны, и кривые деревья все прибиты, а на верх на корабль брусья растирают». В апреле 1669 г. корабль был назван «Орлом», изображение орла как государственного герба России было нашито на корабельные флаги.

В мае 1668 г. корабль «Орёл»  был спущен на воду, но отделочные работы запоздали, и он зазимовал в Дединове. Осмотр корабля установил его полную пригодность к плаванию по Каспийскому морю. Астраханцы дополнительно показали, что суда, плавающие по Каспийскому морю, делаются «на тот же образец».  7 мая 1668 г. новый корабль «Орёл» поднял паруса и тронулся в путь. Весь путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца.

Вступление в строй первого русского боевого корабля вызвало необходимость организации на нём службы. В Посольский приказ был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя» (т.е. устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьезным началом создания регулярного военного флота.

«Орёл» прибыл в Астрахань в тревожное время. Вся Волга была охвачена крестьянскими восстаниями против царского правительства.

Во главе Крестьянской войны (1667—1671) стоял Степан Тимофеевич Разин. Первым этапом крестьянского восстания был «Поход за зипунами» (1667—1669), то есть поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировал Волгу, тем самым перекрыв важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Степана Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли на Волге. Возвращаясь из «похода за зипунами», Разин со своим войском захватил Астрахань и Царицын, где снискал симпатии горожан. После «Поход за зипунами», к нему стала толпами идти беднота, и он собрал немалое войско. От имени Степана Разина рассылали письма казацким атаманам с призывами присоединиться к восстанию, но к нему пришёл только Василий Ус с отрядом.

Оборонявшие Астрахань стрельцы были настроены позитивно по отношению к Разину, эти настроения подкармливалось недовольством начальством, которое платило им жалование с опозданием. Весть о том, что Разин идёт на город, испугало власти. Против повстанцев был выслан Астраханский флот. Однако при встрече с повстанцами вспыхнуло восстание стрельцов и бедноты, и стрельцы арестовали начальников флота и перешли на сторону Разина. Город пал. Мятежники ввели в городе казачий режим, провели казни, казаки решали судьбу начальства — князь Семен Львович был помилован, а остальных утопили. , ввели  и  с целью дойти до Москвы.

Вскоре после захвата Астрахани «Орёл» был сожжён восставшими, так как по своему устройству и парусному вооружению новый военный корабль был слишком сложен для управления, а в случае захвата его царскими войсками представлял бы опасность для восставших. Получив добычу и захватив Яицкий городок, войско Разина летом 1669 года двинулся к Кагальницкому городку, где стал собирать свои войска, пошли на Среднее Поволжье. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе на Москву.

Строительство военного корабля в Дединове, как и строительство стругов на Дону, не прошло бесследно для русского флота. Может быть и пресловутый «брандтов бот«, найденный Петром Великим в сарае, был остатком того строительства, которое в 1667-1668 гг. развернулось на Оке.

Деятельность Петра I по строительству русского флота имела предшественников и опиралась на их богатый опыт. В России уже имелись опытные корабельные плотники, принимавшие участие в строительстве небольших судов военного и торгового назначения. Их опыт и был использован Петром I при постройке кораблей на Балтийском море, а ранее на Дону во время Азовских походов. Были в России и опытные мореходы, знакомые с условиями плавания в Белом и Баренцевом, в Чёрном и Каспийском морях. Петровское морское строительство было бы сильно затруднено, если бы в России не существовало и до него опытных кадров корабельных плотников, капитанов, матросов и опыта строительства военных кораблей.

3 сентября 1722 года Петр I вступил в Дербент

Северная война 1700 -1721 годов
Казацкие походы в Азовское и Чёрное море в XIII-XVII в.в.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*