Вторник , 19 Март 2024
Домой / Античный Русский мир. / Богиня скифов – Табити.

Богиня скифов – Табити.

Скифская богиня Табити. Чертомлык. IV век до н.э

Автор монументального труда «История» Геродот (Ἡρόδοτος — 484 — 425 до н.э.) и другие античные авторы, оставили много интересных сведений о культуре и религии Скифов.

Общие признаки Скифской культуры мы находим на более обширной территории, чем та область, которую занимали сами скифы. Скифская культура охватывала не только всё Причерноморье с запада, севера и востока, но и степную часть Сибири и Среднюю Азию.

Это обстоятельство свидетельствует о единстве не только материальной, но и духовной культуры всего евразийского мира в скифскую эпоху.

В VIII веке до н.э. формируется сложный мир эллино-скифской культуры Причерноморья.

Совершив путешествие по территории Причерноморья, Геродот познакомился с особенностями культуры и религии скифских племён, и высказал мнение о том, что скифские боги гораздо древнее греческих богов. Рассказывая о богах скифов, Геродот сравнивал их с богами, почитаемыми в Греции.


Богиня Табити.

Трудно сказать, какие именно из скифских божеств изображены, на нашивных золотых бляшках из Чертомлыцкого кургана. На одной из золотых бляшек изображена сидящая Богиня с зеркалом в руке, и перед нею скиф, пьющий из рога изобилия ритуальное вино — сцена «приобщения к божеству». На другой бляшке – богиня, сидящая рядом с жертвенником, и перед нею стоящий скиф, держащий в руке округлый сосуд для жертвоприношений.

По словам Геродота, скифская богиня Табити пользовалась наибольшим почитанием у скифов. Царь скифов Идантирс заявил персидскому царю Дарию, что владыками  своими он «считает только Зевса, своего предка, и Гестию, царицу скифов». (Геродот. «История», IV, 127). Геродот сопоставляет Табити с греческой богиней Гестией, игравшей в религии греков более, чем второстепенную роль. Гестия уступала по значению многим женским божествам греческого Олимпа.

В древнегреческой мифологии богиня Гестия (др.-греч. Ἑστία) —  юная богиня семейного очага и жертвенного огня, богиня домашнего очага, гостеприимства и жертвоприношений. Древнегреческая Дева Гестия покровительствует семейному согласию и единству, защищает изгнанников и преследуемых, ищущих убежища.

Богиня Гестия старшая дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида и Посейдона.

Один из эпитетов древнегреческого бога Зевса — Ксенос (греч. Ξένιος — гостеприимный) — поскольку Zeus Xenios (греч. Ο Δίας ξένιος — Зевс Гостеприимный), как и Гестия, был защитником домашнего очага и всех путешественников.

Гестию часто изображали рядом с жертвенником и с неугасимым огнём города, она, как хранительница огня, служила символом гражданского единения в государстве или городской общине, которую греки считали большой семьёй.

Гестия  (др.-греч. Ἑστία) соответствует римской богине Весте (лат. Vesta, др.-греч. Ἑστία), которая была покровительницей семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме.

богиня Веста покровительница Рима

В религии скифов богиня Табити – более древний образ, предшествующий образу и характеру греческой Гестии.

У царских скифов Табити была богиней домашнего очага, прародительницей, воплощающей семейное или родовое единство в период матриархата, когда женщина-мать была главой домашней общины, объединённой вокруг очага. Богиня Табити была «царицей скифов», а «клятва царскими Гестиями», то есть «царским очагом», «царскими предками» была, по свидетельству Геродота, «величайшая клятва скифов».

Богиня Табити, занимала в религиозном мировоззрении скифов более важное место, чем Гестия у греков.

В образе богини Табити воплощалось представление скифов не только о домашнем очаге и семейной или родовой общности, но и о единстве всего скифского племени, единстве с царским домом каждого очага скифского дома.

Скифы, как и эллины,  не зажигали свои очаги от чужого огня, а бережно хранили свой «неугасимый» огонь. До сих пор у греков существует обычай передачи священного огня, зажжённого от домашних очагов далёкой родины.

Геродот заявляет, что у скифов не принято делать статуи богов. Антропоморфные изображения скифов появились позже, они выполнялись греками и по греческим образцам.

Во времена матриархата образ Великой Матери богини-владычицы был тесно связан не только с рождением, но и с заупокойным культом, этот образ часто встречается в настенных росписях склепов и в надгробной скульптуре, на золотых бляшках, которыми скифы украшали одежду умерших.

В ритуале приобщения умершего к загробному миру, Богиня изображалась с поднятыми вверх руками, как бы  встречая души умерших, возвращающиеся домой, после долгого странствования на земле.

О местном происхождении образов скифских богинь говорит их своеобразный облик, детали одежды, ритуальные предметы.

Табити изображали рядом с жертвенником, деревом, очагом, в руке чаша, или ритуальный ритон.

На треугольной золотой пластине — детали головного убора, найденной археологами в кургане Карагодеуашх (ок. станицы Крымская Краснодарского края), изображена  сидящая богиня Табити с двумя служанками, стоящими позади и двумя скифами, стоящими по сторонам.

Один из скифов держит округлый сосуд для жертвоприношений, а другой скиф принимает из рук богини ритуальный ритон, наполненный вином.

Богиня Табити одета в длинную многослойную одежду с пышными рукавами, на её голове высокий остроконечный расшитый колпак, поверх которого накинуто покрывало, закрывающее спину и плечи.

Остатки таких женских головных уборов обнаружены во многих скифских курганах Северного Причерноморья. (Чертомлык, Куль-Оба в Крыму).

Археолог М.И. Ростовцев, исследовавший скифские курганы, полагает, что скиф с округлым сосудом — это жрец, «богиня, вручает молодому скифу ритуальный ритон, приобщая его к власти».

В центре длинной пластины (части головного убора) из кургана у деревни Сахновки, раскопанном археологом М. Гезе, помещена сидящая в кресле богиня Табити с зеркалом в одной руке и с округлым сосудом в другой; позади неё стоит молодой скиф с опахалом в руках.

За ним изображены два скифа, один держит в одной руке округлый сосуд, а в другой — ритон над тазом, другой скиф наливает в ритон вино из амфоры.

Перед богиней коленопреклонённый бородатый скиф с ритоном, который он принял из рук сидящей богини; позади него — скиф, играющий на арфе. За ними изображены два бородатых скифа: один из них несёт в руках барана, второй скиф следует за ним с обнажённым кинжалом в руке, другой рукой он указывает вперёд. Вся сцена представляет собой обряд жертвоприношения богине Табити, и обряд приобщения божеству с помощью жертвенного вина. Главные роли в жертвоприношении играют бородатые скифы, а безбородые юноши прислуживают.

Царские скифы изображали ритуальные обряды, посвящённые богине Табити. Обряд сопровождался культовыми сосудами округлой формы (кубками), и рог изобилия в виде золотого или серебряного ритона, какие часто встречаются в курганных захоронениях скифов.

На ритоне, найденном в скифском кургане близ деревни Мерджан, в бассейне реки Кубани, изображена сидящая в кресле богиня Табити с округлой ритуальной чашей в руке. Справа от неё «Дерево Жизни», ветки которого направлены вверх. Слева от богини – насаженный на кол череп лошади — оберег языческого капища, и всадник на коне, держащий кубок в высоко поднятой правой руке.

Богиня Табити рядом с деревом – символ плодоносящих сил природы и дома, и возвращающийся домой из похода воин поднимает ритуальный кубок вина, символ приобщения богине домашнего очага Табити.

Сокровища сарматов Приазовья
Языческая «Вселенная» на славянском рушнике.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*