Четверг , 24 Сентябрь 2020
Домой / Античное Средиземноморье / Боги времени у этрусков

Боги времени у этрусков

боги-этруские-

Этрусский бог Вольтумн первоначально был божеством подземного царства мёртвых в этруском городе Волсини (этрус. Volsini, ит. Больсена, современный Орвието в северо-западной Италии), сопровождавшего переход из мира живых в мир иной, отражая природные циклы смены времён года, возрождения и угасания природы.

Этруски изображали Вольтумна в виде злокозненного чудовища или змея, божества растительного мира то женского, то мужского, ставшего главным богом этрусков.

Изменение облика бога Вольтумна, возможно, отражало стадии его превращения в «главного бога Этрурии»deus Etruriae princeps«), по определению Марка Варрона (лат. Marcus Terentius Varrō; 116 — 27 г. до н. э.) в книге Antiquitatum rerum…( V, 46).

Параллель можно провести со славянским богом Велес (Волос) означал «духа убитого зверя», «духа охотничьей добычи», культ мёртвых, предков, душ умерших, был богом богатства, скотоводства, плодовитости. Волос – волосатый, волохатый; отсюда – волхв – тоже волохатый ( одетый в медвежью шкуру). С Волосом связано созвездие Плеяд – Волосынь; сияние Волосынь предвещает удачную охоту на медведя. ;

Праславянское *Velunъ ,*Velesъ имеет индоевропейскую проформу *uelu-n-,  и родственно хеттск. uellu– «пастбище, луг (умерших)потусторонний мир древних, в виде поля, луга, равнины, тохар.  Awalu — «мёртвый»,  откуда и лат. valles, vallis, и Уэльс (валийцы), и в слав. *volynъ/ ь, и др.-рус. Велынь/Волынь.  др.англ. «wael» – «оставшийся на поле боя, труп». исл. valholl — «вальхалла», Авалон  (рус. увaл).

Велес с корнем «Vel» в значении «мёртвый» связан миф о кузнеце Веладу (Weladu = ᚹᛖᛚᚩᛞᚢ — Воланд — повелитель низин) в разных источниках и культурах его имя пишется по-разному: Wielland / Welund, Weyland, Völundr / Vølund / Vǫlundr, Velent, Wieland, Wiolant. 

Голова этрусского божества, найденного в Орвието, с изображением Вольтумна или Тинии

Очевидно, Богиня-покровительница города Вольсинии Велтуна или Велта была женской ипостасью главного этрусского бога Волтумна.

Союз двенадцати этрусских городов ежегодно устраивал в священной роще большие празднества«Фанум Волтумна» (этрус. Fanum Voltumnae) в честь этрусского бога времени Вольтумна.

О святилище Voltumnus, расположенном около этрусского города Volsinii (ит. Больсена) упоминает в своих работах Тит Ливий (лат. Livy). Во время празднества Fanum Voltumnae проводились спортивные или ритуальные ludi, точный характер этрусского празднества неизвестен.

Мозаика Вертумна, II век нашей эры, Национальный археологический музей Мадрида

Почему римляне позаимствовали у этрусков бога Волтумна, как и всех других этрусских богов?

Как часто случалось, когда римляне осаждали вражеский город, они совершали религиозный обряд эвокации (лат. evocatio — вызывание), призывая богов-покровителей неприятельского города покинуть защитников города и переехать в Рим. Таким образом, все этрусские боги перешли в Рим под латинизированными именами, пополнив римский пантеон боговСтав римскими богами  этрусские боги уже не помешают римлянам завоевать этрусков.

Согласно Варрону, культ этрусского Волтумна был введён в Риме Титом Тацием (лат. Titus Tatius), легендарным царём сабинян, правителем города Куреса.

Статуя Вертумна (II век н.э.), из раскопок Остии Антика.

Латинизировав имя этрусского Волтумна, римляне назвали его Vertumnus, от латинского глагола «вертере» — vertere — вертеть, поворачивать, «преобразовывать».

Вертумнус (Вертун) поворачивает колесо Времени, которое никогда не останавливается, а постоянно вертится, меняя сезоны года, месяцы, дни и ночи. 

Храм Вертумнуса был построен на Авентийском холме в Риме и был посвящен Марку Фульвию Флакку, который в 264 году одержал победу над этрусским городом Волсинии.

13 августа в Риме в честь бога перемен Вертумна, римляне устраивали празднество Вертумналии, подобное этрусскому.

В Римском форуме, построенном VI веке до н.э в центре Древнего Рима, находятся руины одного из старейших храмов диоскуров (греч.Διόσκουροι) — Кастора и Поллукса (лат. Aedes Castoris), где хранятся этрусские святыни (Vicus Tuscus) есть статуя Волтумна.

Вертумн считался защитником садов и сельскохозяйственных работ; ему были даны первые плоды и первые цветы, выросшие на деревьях и возделанных полях.

Ancilia — Сила-щит

 

Вертумна римляне считали настолько древним богом, что, согласно преданию, полу-легендарный кузнец Мамурио Ветурио (Mamurio Veturia), принадлежащий к древнему сабинскому роду — Gens Veturia, выковавший для Нумы Помпилия одиннадцать копий священного щита Ансилия (Сила), ставшего залогом вечной непобедимости Рима. 

Кузнец Мамурио Ветурио выковал и древнюю статую бога Вертумна, который стоял на Vicus Tuscus, на выходе из Форума, за храмом Кастора.

Вертумн и Помона, Лоран Дельво 1725, Музей Виктории и Альберта, Лондон

 Вертумн руководил сменой времён года, перехода от лета к осени, богатой плодами, цветами, он усиливал плодородие сил природы. Овидий записал миф о том, как Вертумн безумно влюбился в Помону (лат. Pomona), богиню плодов и фруктовых деревьев. Вертумн пытался завоевать расположение Помоны, принимая самые разные обличья. Только когда Вертумн явился перед ней в своём молодом великолепии, Помона, пораженная красотой бога, отдалась ему, тем самым осуществив ежегодный союз, превращающий цветы в плоды.

В римской мифологии бога Вертумна стали почитать, как бога садовVertumnus, означающего доброго садовника. (по сербски: врт — сад,  словенски — vert — сад = вертоград по-русски).

Богиня Помона не могла жить без бога Пикуса (лат. Picus — дятел, птица). В римской мифологии Пикус — дятел считался лесным божеством, и священной птицей этрусского бога Мариса (лат. Mars— Марс, у греков Арес) ), дающей прорицания. По преданию, царь Лаврента Пик был превращен в дятла за то, что отверг любовь волшебницы Цирцеи (греч. Κιρκη; лат. Kirke — птица).

Откроем книгу «История Рима от основания города» древнеримского историка Тита Ливия (59 год до н.э. – 17 год н.э.), книга VII, глава 3, цитата:

«У этрусков оставались свои собственные божества, пользовавшиеся большим уважением в тех городах, в которых были предметами местного культа. Таковы были в Вольсиниях богиня покровительница этрусской федерации Вольтумна и Норция (Нортия), богиня времени и судьбы, в храме которой ежегодно был вбиваем в перекладину гвоздь для счёта лет».

из гробницы Regolini-Галасси в Черветери -650 г. до н.э. Львы и крылатый пегас

Ритуальная этрусская чаша из Черветери. 650 г. до н.э.

Ани (он же Кулсанс), в этрусской мифологии четырехликое божество, персонификация четырёх сторон света. Римляне ввели этрусское божество Ани в пантеон своих римских богов под именем Янус.

танит-апи-астарта-в ларнике-кипр

Этрусский бог Майсу в этрусской и италийской мифологии считался божеством растительности, и пробуждался вместе с растениями весной, в месяце Мае.

Этрусская богиня времени и судьбы Нортия

Этрусский бог Херкл
Этрусская богиня Ванф

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*