Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Азартная игра Ахиллеса и Айякса

Азартная игра Ахиллеса и Айякса

Айякс и Ахиллес играют в шашки

Легендарные герои Троянской войны Айякс (др.-греч. Αἴᾱς) Теламонид и Ахиллес (на микенском: aki-rev — «как лев»), не выпуская из рук копья и щиты, играют в перерывах между боевыми действиями под стенами Трои в простую походную игру в кости.
Амфора сделана в Афинах около 540-530 г.г до н.э., рисунок художника Эксекия, создаёт ‘эмоциональную, живую картину в динамике движения. Только что Ахиллес бросили кости и сказал: «4 (tesara – четыре)», ход переходит к Айяксу (Ajax), он бросает кости и говорит: «Апт (Apt)» — слово, не имеющее определенного значения в древнегреческом языке, наподобие «опа», «опять» неудача.

Рассматривая различные версии одного и того же сюжета, многие исследователи до сих пор считают амфору художника Эксекия наиболее совершенной художественной работой, которая производит неизгладимое впечатление.

Копья игроков рисуют треугольник, в который вписаны лица игроков, захваченных игрой, они полны движения и эмоций, разговаривают и делают броски. Согнутые спины игроков повторяют гармоничные контуры самой амфоры, а ровная линия копий игроков зрительно переходит в ручку амфоры и создаёт впечатление плавных линий, спокойного отдыха игроков, их щиты и шлемы оставлены в стороне.

Художник подчёркивает и различия между двумя игроками, изображая великого воина Ахилла в более комфортной и уверенной позе. Подчёркивая превосходство Ахилла, художник Эксекий изображает его в шлеме и сидящим на более высоком сидении, от этого Айякс сильно проигрывает в росте, его руки и голова открыты и более уязвимы, чем у Ахилла. Но художнику как будто этого не достаточно, и он хочет подчеркнуть, что Ахилл побеждает в этой игре, и приписывает им слова — Ахилл бросил четыре, а Аякс –три, он разочарован и злится.

Ахилл и Аякс были двоюродными братьями, отец Ахилла, Пелей и отец Аякса Теламон были родными братьями.

В Гомеровской «Илиаде» описаны воинские подвиги Аякса во время Троянской войны, по силе и доблести Аякс уступал в сражении только своему брату Ахилессу, который сражался «как лев» (Илиада, 2.768; 13,321; 17,279).

Ахилл и Аякс были очень дружны, и Аякс не мог пережить смерти Ахиллеса и убил себя, как рассказывают древнегреческие мифы и античная трагедия Софокла ( 496–406 гг. до н. э.) «Айякс».

Ахиллес — АКIЛЕVS выносит из боя раненого Айякса (AIAS) 6 в. до н.э.

Софокл в трагедии «Айякс» воспевает многих легендарных героев Троянской войны, среди которых истинные богатыри Ахилл и его брат Аякс, герои подчиняющиеся только кодексу рыцарской чести. Чувство долга привело их на войну под Трою, долг призывает Айякса к беспощадной мести, когда честь героя оскорблена — доспехи погибшего брата Ахилла были присуждены не ему, а Одиссею, и Айякс мстит ему за это.

Трагедия Аякса состоит не только в том, что, очнувшись от наваждения, он осознал себя отступником от патриотического воинского долга, но и в том, что Аякс стал посмешищем для эллинов, так как месть его — из-за вмешательства Афины — приобрела уродливый, позорный характер: свой меч, перед которым бежали на поле боя враги, он обрушил на стада баранов и беззащитных пастухов. Благородный герой Софокла Айякс осуждает себя за свой гнев и этот поступок, и казнит сам  себя, бросаясь на меч.


На реверсе амфоры изображена семья Елены Троянской, известной как Елена Спартанская — дорийское божество плодородия.

На вазе изображена сцена с её родителям, она была дочерью Зевса и спартанской царицы Леда, а её братья-близнецы, Кастор и Полидевк, сыновья Зевса или Диоскуры (греч. «сыновья Зевса», лат. Гемини – «Близнецы») — величайшие дорийские герои, их имена упомянуты в «Илиаде» Гомера (III 237).

Многие античные художники рисовали на вазах картины со сценами игры Ахилла и Айякса – любимыми легендарными героями эллинов. До наших дней сохранилось более ста античных ваз с этим игровым сюжетом.

Некоторые учёные, такие как Карл Schefold (1992, 273-4) утверждают, что именно известный древнегреческий гончар и вазописец из Афин  Эксекий  (др.-греч. Ἐξηκίας), творивший в 550—530 гг. до н. э., впервые нарисовал на вазе Ахиллеса и Айякса, азартно играющими в кости , а все другие версии этого сюжета основывались на первой работе Эксекия.

Исследователям античной художественной традиции трудно прийти к общему мнению и выстроить все вазы разных художников с этим сюжетом в хронологическом порядке по стилистическим признакам, так как все вазы были изготовлены в одном промежутке времени.

Греческая богиня Афина впервые появляется между игроками Ахиллесом и Айяксом на гидрии, или на узком лекифе, рисунок выполнен живописцем из влиятельной группы Леагроса (Leagros), вазописцем из Аттики.

Афина изображена в архаичном пеплосе (др. греч. Πέπλος – «покров»), края которого украшены змеями, и эгидой на груди богини. Художник рисует лицо и руки Афины белой краской, так принято было изображать женщин на красном или чёрном фоне вазы ещё во времена Минойской цивилизации на острове Крит. Античные легенды рассказывают о большом интересе богини Афины к греческим героям Троянской войны, поэтому вазописцы и изображали Афину рядом легендарными героями, в жизнь которых она часто вмешивалась. Лицо Афины всегда обращено в сторону победителя — Ахилла.


Две амфоры – красно-фигурная и чёрно-фигурная, созданные между 530-520 г. до н.э., представляют одну и ту же сцену в двух стилях. Слева чёрно-фигурная амфора античного художника Лисипида (Lysippides), а справа красно-фигурная амфора вазописца Андокида.

Ахиллес и Аякс. Лекиф. 500 г.до н.э.

Сцены игры в кости Ахилла и Айякса изображены на белом лекифе в мастерской художника Диосфоса (Diosphos), в центре изображена стилизованное изображение пеплоса Афины, с традиционными змеями. Ахилл и Айякс, не выпуская щиты и копья, сидят на корточках за игровой доске, и это создаёт впечатление, что они в любой момент могут быстро прекратить игру, встать и вернуться к военным действиям.

Любимец Афины Ахиллес изображён более уверенным и собранным и, в конечном счёте, он побеждает в игре, и благодарит за это богиню Афину, которая всегда благосклонна к нему.

Античная игра в кости
О Сирийской богине. Лукиан Самосатский

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*