Суббота , 21 Октябрь 2017
Домой / Античный Русский мир. / Скифы - Сколоты / Аржан — скифо-сибирский памятник в Туве

Аржан — скифо-сибирский памятник в Туве

karta-skify

Самые ранние из известных скифо‑сибирских племён древней Тувы оставили археологический  памятник — Тувинский «курган Аржан», описанный в монографии Михаила Павловича Грязнова «Аржан» с подзаголовком «Царский курган ранне скифского времени». «В горах Алтая цепочки огромных каменных курганов, воздвигнутых над могилами племенных вождей скифского времени, расположены в долинах с прекрасными зимними пастбищами».

В самых богатых зимними пастбищами степных долинах Тувы располагались зимовки и фамильные кладбища знати скифских племён — в долине реки Уюк в районе поселков Аржан и Тарлык – «долина царей». Цепь курганов крупного размера — могилы родовой знати, фамильные кладбища, и курганные захоронения племенных вождей.

Особенно выделяются три одиночных кургана (1, 2, 8), которые отличаются от всех остальных по форме и положению на местности. Курганы Аржана диаметром 80 м, 105 м и 120 м, и высотой  1 — 1,5 метра. Эти невысокие курганы, имеют большую площадь в виде круглой просторной платформы, сложенной из чистого камня с землей и дёрном, а под камнем обнаружены верхние части деревянных срубов. Аржан – самый большой по диаметру курган в Туве.

Число захоронений людей в Аржане – 16, что соответствует 16 благим странам арийского мира из географической поэмы (фрагард 1) Ведевдат — «закон против дэвов» — одна из частей Авесты. Состоит из 22 глав (фрагардов). Число помещений в кургане Аржан близко к 72, как и в Аркаиме, совпадает с числом народов, рассеянных по земле Богом, после затеи строительства Вавилонской башни.

Конь-единорог, скачущий по небу и земле, Тыва, курган Аржан.

Конь-единорог, скачущий по небу и земле, Тыва, курган Аржан.

М.П. Грязнов пишет: «Аржан по своему содержанию – сложный многосоставный памятник. Он состоит из могилы «царя» с «царицей» и 15 захоронений вельмож, семи массовых захоронений верховых коней, принесенных в дар подвластными племенными подразделениями, и шесть таких же захоронений, присланных «царю» иностранными владыками. Все эти 29 захоронений являются, во‑первых, закрытыми археологическими комплексами, во‑вторых, памятниками разных районов страны, которой управлял умерший и погребенный в Аржане, а частично и умершие из соседних с ней стран.

loshad-silverhorseordos-1-v-do-n-e

Значит, Аржан надо рассматривать, как 29 отдельных археологических комплексов, датируемых одним днём, но происходящих из 13 разных географических пунктов. Семь из них относятся к одному большому географическому району и характеризуют культуру его населения.

Курганы Аржан можно назвать аржанским этапом культуры ранних кочевников Тувы. Территория её совпадает, вероятно, с Тувинской и Турано‑Уюкской котловинами, а может быть, заходит и несколько дальше на юг. Шесть других комплексов происходят из каких‑то, видимо, не очень удаленных от Тувы районов с населением, близким по культуре аржанским племенам. <…>

arzhan-5-tuva

Культура ранних кочевников на всем обитаемом ими пространстве была настолько своеобразна и во многих отношениях сходна, что создавалось представление об единой, общей для всех кочевников того времени культуре. Поэтому‑то как античные, так и некоторые современные авторы часто называют одним именем вообще всех кочевников.

zv-stil-yug-zapadnoj-sibiri-4-1vv-do-n-e-pantera

Древние греки часто называли скифами причерноморских и среднеазиатских кочевников. Персы считали саками не только собственно саков, но и всех других известных им степных кочевников. <…>

Античные авторы, в первую очередь Геродот, больше всего писали о скифах и савроматах, значительно меньше – о массагетах, саках и исседонах, обитавших в среднеазиатских и западноказахстанских степях, и лишь упоминали о некоторых других легендарных племенах, живших где‑то далеко на востоке. В течение многих лет в центре внимания археологов находились скифские курганы Причерноморья. Русская археологическая наука начиналась с изучения скифских, а затем и античных древностей южнорусских степей. Были раскопаны богатые царские курганы, накоплен большой материал по своеобразному скифскому изобразительному искусству. В царских курганах найдено также много произведений греческого и иранского искусства, несомненно влиявшего на развитие скифского. Скифские искусство и культура изучались в связи с историей искусства Ирана и Греции. Создавались теории происхождения скифского варварского искусства из стран древних цивилизаций: Ионии, Передней Азии, Ирана. <…>

zv-stil-yu-z-sibir-irtysha-i-obi-5-4vv-do-n-e-lev-pozhirayushhij-loshad

Настала пора коренным образом пересмотреть некоторые наши традиционные взгляды на искусство и культуру ранних кочевников Азии как на периферию скифо‑сарматского культурного мира. Древние племена азиатских степей были такими же творцами и создателями культур скифо‑сибирского типа, что в процессе формирования культуры и искусства скифо‑сибирского типа вклад саяно‑алтайских племен был более значителен, чем собственно скифов, занимавших далекую периферию древнего кочевого мира. <…>

Памятники относящиеся к аржано‑киммерийскому времени и типу хорошо всем известны как сакские раннескифского времени (VII – V веков до н.э.). Это могильники Уйгарак и Тагискен в Приаралье, Тасмола и другие могильники Центрального Казахстана, некоторые комплексы Семиречья и Памира, давшие в целом богатый и выразительный археологический материал. <…>

skifo-sibirskij-mir

Памятники аржано-черногоровского типа найдены повсеместно в степях Евразии, это свидетельствует о том, что культуры скифо‑сибирского типа формировались по всему поясу степей. Теперь с полной уверенностью можно говорить о едином процессе сложения и развития скифо‑сибирских культур на их начальном этапе – в VIII‑VII веков до н.э. , возможно и IX‑VII веков до н.э., в степях от Дуная до Китая.

22ebef994813

В степях Украины, в Приазовье, Предкавказье, Приаралье, на Памире, в Семиречье, Центральном и Восточном Казахстане, на Алтае и Верхней Оби, в Туве, Минусинской котловине и Забайкалье этот период нам известен по погребальным и некоторым другим памятникам. В Монголии мы его знаем по многочисленным оленным камням и иероглифам, а на далеком Востоке, в Ордосе – по случайным находкам бронзовых изделий. Назовем этот период начальной, аржано‑черногоровской фазой развития скифо‑сибирских культур…»

olenij-kamen-ardzhan

Оленный камень Аржана принадлежит, видимо, к одной из ранних форм антропоморфных стел Тувы и Монголии. Можно предполагать, что древнейшими были крупные столбообразные стелы, имитирующие изображения воинов, которые первоначально изготовлялись, вероятно, из круглых стволов дерева. Таковы камень из Кобдо и аржанский. Оленные камни Аржана правильно цилиндрической формы: один без изображений зверей, другой с фигурами оленя и кабана. Ранними же были, очевидно, и столбообразные четырехгранные стелы с более архаичными изображениями зверей на прямых ногах с опущенными вниз копытами. Одна из них, известная в литературе под названием Уюк‑Аржан, находилась в 1 км от кургана Аржан, другая – в 15 км к юго‑востоку от кургана в урочище Орзак‑Аксы».

Обломок оленного камня, найденный в 1971 г. в Аржане – первый случай хронологической привязки оленных камней к погребальным комплексам. Замечательно, что в том же 1971 г. в Болгарии, в царском кургане VIII‑VII века до н.э. «Птичата Могила», найдены стелы круга ранне-скифских изваяний Причерноморья, ананьинских стел Приуралья, оленных камней Саяно‑Алтая и Монголии. Это первая находка киммерийской стелы.

Славянские лица скифских курганов Герроса
Истории Геродота о праславянских племенах.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*