Четверг , 14 Декабрь 2017
Домой / Античный Русский мир. / Античные артефакты южной Сибири

Античные артефакты южной Сибири

С сентября 2017 года в Британском музее открыта выставка скифской культуры и искусства — «Скифы: воины древней Сибири». Почти 900 артефактов этой крупнейшей скифской выставки были предоставлены Британскому музею из Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга.

Куратор выставки  «Скифы: воины древней Сибири» в Британском музее Иоанн Симпсон обратил вниманиее на некоторые интригующие античные артефакты, найденные в скифских курганах южной Сибири. Британцев поражает красота и изысканность  уникальных артефактов скифского искусства, неожиданная лёгкость и портативность многих изделий античной эпохи…

Скифский курган в южной Сибири.

Скифы были кочевниками, поэтому их личное имущество должно быть небольших размеров, удобным для ношения при себе, легким и долговечным, или складным. На выставке скифского искусства в Британском музее помимо предметов из кожи, ткани, войлока и дерева, представлены искуссно выполненные скифскими мастерами изделия из металла — небольшие ювелирные украшения, оружие, инструменты.
Археологические раскопки скифских курганов в южной Сибири открыли миру множество артефактов скифской культуры и искусства. Замороженные гробницы Пазырыкских курганов (VI – III вв. до н. э.) Горного Алтая замечательно сохранили мумии скифских воинов и лошадей, но также одежду скифов и ткани, продукты питания и оружие, а также впечатляющие золотые украшения.

Скифы с лошадьми под деревом. Золотая бляшка. Сибирь, IV-III вв. До н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

Эта красивая золотая бляшка, сделанная скифскими мастерами Сибири около 2300 лет назад, представляет собой половинку симметричной пряжки ремня. Золото у скифов было олицетворением Солнца и царской власти, несомненно, что золотые изделия курганов Сибири принадлежали скифской знати или царям.

На золотой бляшке изображена сцена из скифской жизни — под деревом Жизни лежит покойный скифский воин, его голова покоится на коленях  сидящей рядом женщины-богини матери, в высоком головном уборе с конским хвостом (слева). Рядом сидит скиф, держащий под узцы двух коней. На дереве жизни висит колчан со стрелами, как знак особого скифского обычая. Когда скиф хотел жениться, он вешал свой колчан перед кибиткой скифской девушки. Сцена может означать символический брак между покойным скифом и «Великой Матерью» — дарительницей жизни, которая принимает умершего в свои объятья, «мать сыра земля» укрывает скифского воина. Священный союз с «Великой Матерью» был необходим для скифов во время смерти, так как был залогом будущего обновления всех живых существ.

Ложная борода. Курган 2, Пазырык, Алтайские горы, южная Сибирь, конец 4-го начала 3-го века до нашей эры. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

Эта ложная борода была найдена под телом скифского вождя в кургане Пазырык в Алтайских горах, где тысячелетиями стоялась вечная мерзлота, удивительно хорошо сохранившая органические ткани. Ложная борода сделана из человеческих волос, окрашенных в тёмно-каштановый цвет, и пришитых к кожаному ремню, который первоначально был привязан к спине. В греческом изобразительном искусстве, и в персидских изображения ахеменидской эпохе скифов обычно изображают бородатыми, но все скифские мумии, найденные в кургане Пазырык были гладко выбриты. Возможно, эти ложные бородки имели ритуальную роль на похоронах.

Мужские головные уборы и иллюстрация, показывающия, как это можно было носить. Курган 2, Пазырык, Алтайские горы, юг Сибири. Конец 4-го — начало 3-го века до нашей эры. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин. Реконструкция рисунка Е. В. Степановой.

Этот устрашающий мужской головной убор был также найден в той же могиле, что и борода. Возможно, это был ретуальный головной убор скифского царя в его последней битве, так как его повреждение соответствует смертельному ранению на голове скифа. Деревянная резьба представляет голову фантастического орла, держащего в клюве голову оленя (Солнце), шея орла с обеих сторон украшена резьбой с фигурами летящих вверх гусей. Деревянная резьба были частью сложного головного убора, состоящего из украшенной войлочной шапочки, увенчанной сложным резным деревянным гребнем.

Складная стол. Курган 2, Пазырык, Алтайские горы, южная Сибирь, конец 4-го начала 3-го века до нашей эры. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

Как уже упоминалось, скифы были кочевниками, поэтому их мебель была переносной и разборной. Складные столы были довольно частыми находками в гробницах курганов Пазырыка. Столы различаются по высоте от 18-47 см, но имеют одинаковую особенность овального верха столешницы и четырёх точёных или резных ножек стола, имеющих вверху специальный выступ (шип), который вставлялся в соответствующий паз столешницы. Этот стол и все столешницы из того кургана пазырык были окрашены в красный (алый) цвет киноварью с имитацией лака. Киноварь имеет алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови.

Золотой скачущий олень. Курган 1, Костромская, Кубанская область. Вторая половина VII века до нашей эры. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

Золотой скачущий олень, вероятно, украшал горит (греч. γωρυτός) — деревянный футляр для лука и стрел, использовавшийся, в основном, скифами в конце VI — начале II веков до н. э. Скачущий олень изготовлен из толстого куска листового золота, рельефного и чеканного, с золотыми петлями, с помощью которых он был прикреплён к гориту или к щиту. Ухо и глаз оленя, вероятно, были наполнены цветным стеклом. Уникальное изображение оленя с подогнутыми под себя ногами вовсе не положение покоя, а момент прыжка и полёта оленя в прыжке, представляет высочайшее художественное мастерство скифского мастера, ускусного художника и гравёра. Высоко поднятая голова оленя, закинувшего ветвистые рога на спину, поддерживают динамику движения оленя в прыжке. Изображение оленя принадлежат скифскому искусству «звериного стиля», наполненного динамикой движения и борьбы.

Лошадиные головные уборы. Курган 1, Пазырык, Алтай. В конце 4-го — начале 3-го века до нашей эры. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

Лошади обеспечивали скифов молоком, мясом и шкурой, а так же были основным видом транспорта, движущей силой военной мощи скифов. В захоронениях скифских воинов, обязательно хоронили и боевого коня, одетого в красиво расшитую попону и украшенного золотой или серебряной упряжью и фантастическим головным убором, превращавшем коня в сказочное животное. Конь, как копытный мифический грифон, нёс своего всадника в загробную жизнь. Эта  кожаная маска, надетая на голову коня, увенчана головой барана с петушком, символом солнца, между его рогами. Верх кожаного головного убора украшен тремя рыбками, сделанными из золотого листа. Это одно из самых удивительных конских масок, найденных в погребениях в Пазырыке.

Женская обувь скифов. Кожа, текстиль, олово, кристаллы пирита, золотая фольга, стеклянные бусины. Курган 2, Пазырык, Алтайские горы, южная Сибирь, конец 4-го начала 3-го века до нашей эры. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

Кожаная обувь молодой скифской женщины богато украшена не только сверху, но и со стороны подошвы. Украшение подошвы представлялось необходимым для демонстрации высокого статуса скифянки. Так как скифы сидели на земле, подошвы их обуви были хорошо видны, именно поэтому они были так искусно украшены. Кожаная подошва обернута красной тканью и украшена кристаллами пирита, которые пришиты сквозь миниатюрные отверстия менее миллиметра к основе ткани. Удивительно мастерство скифского ювелика, позволяющее точно сверлить эти твёрдые кристаллы пирита. Кожаные голенища сапога были прошиты сзади вдоль шва толстыми сухожилиями обёрнутой оловянной фольгой, имитирующей серебро, и украшены вышивкой из золотой фольги.

Расшитая кожаная сумка с кусками сыра.
Мешок с сыром. Курган 2, Пазырык, Алтайские горы, южная Сибирь, конец 4-го начала 3-го века до нашей эры. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

Сырное производство имеет долгую историю, а специализированные сыры не являются современным изобретением. Месопотамианские тексты XVII века до н. э. описывают 20 типов сыра. Этот кожаный мешок был найден в скифском кургане в Пазырык на Алтае рядом с захоронениями лошадей, и предположительно он был прикреплен к седлу лошади. В кожаном мешке содержатся очень хорошо сохранившиеся куски сыра. До сих пор не удалось определить с помощью анализа из какого молока сделан  этот сыр, из коровьего, овечьего, козьего или из молока яка. Жители южной Сибири и сегодня используют смесь молока разных домашних животных для приготовления уникального сыра.

Золотая нашивка скифская охота на зайцев. Скифский царский курган Куль-Оба, близ Керчи, северное Причерноморье, первая половина IV век до н. э. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.

Всадник на этой золотой нашивке носит характерную скифскую одежду — рубаха с руками и шаровары. Заяц приседает под копытами лошади, и первый взгляд это может быть просто обычная охотничья сцена. Однако, согласно скифским народным традициям, жертвоприношение зайца приносит победу в битве. Отец «Истории» Геродот рассказал о том как построившись для боя с войском персидского царя Дария, скифское войско пустилось в погоню за зайцем, который пробегал вдоль их строя. Скифы не упустили свою победу!

Начиная с конца V века до н.э., зайцев часто изображают на скифских золотых бляшках, на золотых ножнах меча, демонстрируя важность поимки и жертвоприношения зайца для обретения победы в сражении.

В Болгарии нашли древнейшее золото мира.
Прародина ариев. История, обряды и мифы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*