Пятница , 17 Сентябрь 2021

Айны в России

«Айны — это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, общительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и… даже интеллигентный».
А. П. Чехов

Вполне возможно, что в России территория обитания айнов была достаточной широкой. Это могли быть и низовья Амура, и юг полуострова Камчатка, весь остров Сахалин и Курильские острова. Действительно, в России тоже удалось найти айнов, вот только оказалось их очень мало, около ста человек, главным образом родом с Камчатки. Интересно, что айны считают, что на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи жили их далекие предки.

Сахалинские археологи недавно нашли сразу два памятника, которые говорят о том, что айны были и на Курильских островах в России. Это захоронение на острове Шикотан и следы древнего поселения айнов на острове Танфильева, входящего в Малую Курильскую гряду. Да, собственно, почему им здесь и не плавать? Ведь если айны заселили Японские острова ещё в эпоху неолита, то уровень океана тогда был ниже, чем теперь, суши больше, острова ближе, поэтом айнам было легче осваивать их.

Женщина айнов прядёт на горизонтальном прядильном станке. Рис. 1890 г. (Национальный музей Американских индейцев, Вашингтон)

В наши дни айны в основном живут в Японии. Перепись показала, что их около 25 000 человек, но есть и неофициальные данные, которые говорят, что их реально больше — около 200 000 айнов. Причём отличаются они от коренных японцев разительно, так как у них  европеоидные черты.

Такая особенность айнов, как густая борода, вовсе невозможна и не типична для японцев, принадлежащих к восточно-азиатской ветви монголоидной расы. То есть когда мы видим на современных фотографиях лица японцев, не похожих на японцев, то причиной тут может быть и наличие среди их предков айнов.  Известны японские семьи с айнскими корнями, которые роднились с другими семьями, так что наличие айнских генов у многих японцев не исключено.

Плетёная праща

Новое государство Ямато, возникшее в  III—IV веках, начинает тысячелетнюю эпоху постоянной войны с айнами. В 670 году Ямото переименовано в Ниппон (Япония). Японские хроники свидетельствуют: «Среди восточных дикарей самые сильные – эмиси», то есть айны.

Японцы боялись открытого боя с айнами и признавали, что один воин – айн стоит ста японцев.

Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири.

Долгое время считалось, что айны — пришельцы из Микронезии, поскольку летом они старались ходить в одной только набедренной повязке. Да и язык у них был не похож ни на японский, ни на другие восточные языки. Сейчас вроде бы установлено, что предки айнов, прежде чем добраться до Японских островов, побывали и в Тибете, и, очевидно, прошли Китай, и лишь после этого расселились именно здесь.

Макет лодки айнов. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

На острове Шикотан нашли несколько десятков погребений айнов. Вполне возможно, что они попали сюда в XIX веке с Северных Курил, откуда их привезли японцы в ходе раздела островных земель с Россией. Известно, что переселенным айнам обычно приходилось очень тяжело.

Сахалинском областном краеведческом музее — сани и лодка-долблёнка

О жизни под властью Российской империи у айнов сохранились вполне добрые воспоминания. Судя по их рассказам, их удовлетворяло прежде всего то, что русские не вмешивались в их дела и оказались по отношению к ним куда более милосердными, нежели японцы…

Типичные айны с острова Хоккайдо. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

Видимо, поэтому многие айны крестились и стали исповедовать православное христианство. Они охотно вступали в контакт с русскими путешественниками, изучавшими Курильские острова. А те, в свою очередь, отмечали в своих дневниковых записях характерные особенности этого народа. Например, русский мореплаватель и исследователь Иван Крузенштерн, плававший в этих водах, написал про айнов следующее:

«Такие подлинно редкие качества, коими обязаны они не возвышенному образованию, но одной только природе, возбудили во мне то чувствование, что я народ сей почитаю лучшим из всех прочих, которые доныне мне известны».

Указ императрицы Екатерины II от 1779 года:

«…мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбора с них не требовать, да и впредь обитающих там народов к тому не принуждать, но стараться дружественным обхождением и ласковостью… продолжать заведенное уже с ними знакомство».

Указ императрицы соблюдался не полностью, а ясак с айнов взимался до XIX века. Доверчивые айны верили на слово, и если русские его как-то держали в отношении с ними, то с японцами шла война до последнего вздоха…

На острове Танфильева, площадью 15 кв. км, едва ли не самом маленьком из Курильских островов были найдены остатки характерных для айнов керамических сосудов и ряд других артефактов. Очень древняя керамика айнов со спиралевидными узорами, принадлежащая культуре «дземон», соответствует мезолиту и неолиту периода с 13 000 года до н. э. по 300 год до н. э.. И вот что удивительно, именно айны смогли каким-то образом сохранить свою первобытную культуру на протяжении тысячелетий!

 Так выглядит витрина в Сахалинском областном краеведческом музее, в которой экспонируется айнское вооружение. В музее можно увидеть кожаную броню воинственного народа Сахалина – айнов, таких экспонатов всего три во всем мире, а также национальную одежду айнов.

доспехи айнов — кольчуга вид сзади

Доспехи айнов, изготовленный из пластинок твёрдой грубой кожи, связанных между собой кожаными ремешками. Кожаные пластины на груди имеют характерную форму древних китайских панцирей. И вот что интересно, кто что у кого в этом случае позаимствовал? Айны у китайцев или китайцы у айнов? (Сахалинский областной краеведческий музей)

Интересно, что айны Японии сегодня самым активным образом стремятся участвовать в диалоге о Курилах. Россия рассматривает российских айнов, как народ в числе других малочисленных народов России. Ещё в XIX веке старожилы острова Сахалин говорили так: «Сахалин — земля айнов, японской земли на Сахалине нет» потому, что Сахалин — русская земля.

Язык айнов — также загадка, в нём есть санскритские корни, а значит пра-индоевропейские корни пра-языка общего для славянских, латинских, англо-германских языков.

Есть в экспозиции музея и уникальный макет, изготовленный из чёрного хлеба ссыльными каторжанами начала ХХ века, которая изображает знаменитый медвежий праздник айнов.

Культ медведя айнов сходен с представлениями, связанными с медведем у палеоазиатских народов. В айнском фольклоре медведь представлен как родственник и предок человека. Айны встречали приносимых из леса в деревню медвежат с радостью и считали этот день счастливым. К ним относились как к членам семьи, кормили их хорошей пищей из специальной культовой посуды. Пойманного медвежонка сначала выкармливали в доме, а потом помещали в специальную клеть, чтобы через один-два года отправить его к горным духам на медвежьем празднике. Отношение к выкармливаемому медведю было особо уважительным, как к существу, посланному людям божеством.

Впоследствии обычай выращивания медведя помимо практического значения (получение мяса, жира, меха), приобрёл религиозную окраску, а умерщвление почитаемого животного получило вид особо торжественного религиозного ритуала — медвежьего праздника. Считалось, что религиозный ритуал выпускает дух хозяина гор из тесной оболочки тела на волю.

Шейный амулет имел широкое распространение в регионах, где обитает или обитал могучий зверь — медведь, оказавший влияние на айнов. Например, нивхи или гиляки (тунг. гилэкэ — от гилэ «лодка»), принадлежащие археологической охотской культуре, при заболевании носили на шее небольшое антропоморфное изображение «пангх» -.медведь Когда человек серьезно заболевал, шаман вырезал из дерева фигурку медведя. По его рекомендации амулет надевали на шею для того, чтобы выздороветь, но не носили их постоянно.

Оберег охотника — медвежий коготь

Возможно, оберег использовался в качестве культового предмета самими шаманами во время камлания и рассматривался как источник силы и энергии человека, надевавшего его. Возможно, наряду с другими предметами, он служил декоративным элементом в качестве подвески к поясу. Такого рода обереги представляли большую ценность для айнского сообщества, и их нередко помещали в могилу вместе с умершим человеком.

В 1946-1948 гг. исследованием сахалинских айнов занимался Борис Александрович Жеребцов. Вот как он описывал один из наиболее интересных и уникальных предметов религиозного культа айнов:

Инау – имеющие относительно человекоподобный облик палочки с завивающейся древесной стружкой, использующиеся айнами с целью совершения ритуалов, связанных с охотой, родами, а также как обереги и для обращения к духам–камуями.

Инау могут различаться по длине, толщине и форме в зависимости от того, к какому именно камую и с какой целью с их помощью предполагается обращаться.

Некоторые инау сжигались в специальных очагах в ходе некоторых ритуалов практически сразу после их изготовления или например, вскоре после его выздоровления, сжигали инау — призванные способствовать исцелению заболевшего человека. Сохранение таких палочек дольше необходимого времени считалось вредным и опасным.

Вместе с тем, инау предназначенные для посредничества с добрыми камуями , могли хранится очень долго и становится своеобразными украшениями жилища, двора или головного убора. Кража инау рассматривалась в аинском обществе как одно из самых тяжких преступлений.

Курилец  — айн. Государственный Русский музей. Скульптуры из серии «Народности России».

Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, серебрение. 1780-1790 гг. Автор моделей Жак-Доминик Рашетт. Фото Анастасии Тимофеевой

Многим другим народам удалось бы сохранить свою культуру на протяжении тысячелетий, если бы они жили в условиях изоляции, однако айны на протяжении всей своей истории тысячу лет воевали и жили рядом с  предками нынешних японцев, живших в древнем Ямато.  Да, айны научились пить японскую водку — саке, но и… все, пожалуй.

И теперь вот не только устные предания, но и вещественные доказательства подтверждают то, что айны в исторически недавнем прошлом обитали и на Сахалине, и на многих Курильских островах.

Нашим археологам есть работа и здесь, на краю земли, чтобы выяснить, как давно в этих краях поселились айны и найти следы их материальной культуры.

***

P. S. Администрация сайта и лично автор материала благодарят дирекцию Сахалинского краеведческого музея за разрешение использовать их фотоматериалы.

По материалам статьи Вячеслава Шпаковского.

Под Суздалем нашли клад древних славян
Айны: долгий путь через века

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*